"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Актрисы

    Бондарчук Алёна Сергеевна



    Актриса




    Алена Бондарчук родилась 31 июля 1962 года в Москве в семье режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой.



    Алена с братом Федором и отцом Сергеем Федоровичем Бондарчуком.

    Алена окончила Школу-студию МХАТ в классе у Евгения Евстигнеева, после чего работала в Театре имени Пушкина, затем в Театре имени Моссовета, а с 1998 года Алена Бондарчук была одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького.



    Алена Бондарчук также работала в Театре-студии киноактера, где играла Бланш в «Трамвае «Желание». Ее игра поражала зрителей, вызывая искренние, неподдельные чувства, и настоящие слезы. У нее была самая трудная роль в спектакле. Ее героиня Бланш запуталась в себе и в своих выдуманных историях, а Алена Бондарчук себя чувствовала опустошенной по окончании этого сумасшедшего эмоционального надрыва. Спектакль длился в течение трех часов с одним небольшим перерывом. Бурные аплодисменты были заслуженной наградой прекрасной актрисе.

    Алена также была известна зрителям по работам в фильмах «Борис Годунов», «Я остаюсь», а также по работе в сериалах «Бедная Настя» и «Дорогая Маша Березина».



    В сериале «Бедная Настя».

    Алена снялась в фильме своего отца Сергея Бондарчука «Тихий Дон».



    Кадр из фильма «Тихий Дон».

    Актриса призналась, что отец мечтал, чтобы эту роль сыграла именно его дочь.

    – Папа прекрасно понимал, что мне очень близок ее характер, – рассказывала Алена. – В ней одновременно сочетаются гордость и скромность, страсть и спокойствие. А еще она очень верный человек. В этом любовном треугольнике нельзя занимать чью-либо сторону. Можно понять и Аксинью, и Наталью... Играть на английском языке мне было легко, ведь мы вместе с братом учились в специализированной школе...

    Сергей Бондарчук был режиссером требовательным до крайности: на площадке ничто не должно было отвлекать от съемочного процесса.

    – Для меня, как для дочери, не было никогда никаких поблажек, – говорила Алена. – Отец был жестким режиссером, иногда даже жестоким. Мне было даже труднее, чем обычным актерам. Ведь постоянно приходилось оправдывать его доверие... Порой я робела перед ним. К примеру, в кабинет или спальню родителей нам, детям, нельзя было входить без стука. Папа всегда был в работе. Он даже не знал, в какой школе мы учимся, путал, в каком классе. Одно время мы с Федором сильно обиделись, когда папа сказал: «Для меня важна работа, а не дети». Но и любимчиков среди детей у него не было...

    Алена - мать известного актера Константина Крюкова, сестра режиссера Федора Бондарчука.



    Алена и сын Константин.

    Алена лечилась от рака в израильской клинике, но безуспешно, и в октябре вернулась в Москву.

    Алена Бондарчук скончалась 7 ноября 2009 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с могилой своего отца.



    Текст подготовил Андрей Гончаров


    ИНТЕРВЬЮ С АЛЁНОЙ БОНДАРЧУК.


    Она долгое время была в тени своего суперактивного брата. Но после выхода «Тихого Дона» о ней заговорили. Все сразу вдруг вспомнили, что кроме Натальи и Федора у Сергея Бондарчука есть еще и дочь Алена, которая, между прочим, актриса, и актриса неплохая. Алена Бондарчук считает, что Наталья в «Тихом Доне» — это роль, которую она ждала всю свою жизнь.



    — Алена, говорят, что вы долгое время находились в тени вашего брата Федора Бондарчука. Нет желания из нее выйти?

    — У каждого из нас своя судьба. Моя жизнь и работа сложились по-своему. В какой-то момент думала, что вообще не смогу вернуться в профессию. Я много времени уделяла своей семье.

    — Но вам нравится, как сложилась ваша карьера?

    — В театре я сыграла много интересных ролей, а в кино, пожалуй, Наталья в «Тихом Доне» — моя лучшая роль. Актер — профессия зависимая. К сожалению, я завишу от предложений… Сейчас я играю в театре «Империя звезд». Комедия «Оскар» и «Трамвай желаний» — последние мои работы.

    — Федор Бондарчук сейчас снимает фильм по фантастике Стругацких. Для вас там нашлась роль?

    — Как-то Федя сказал: «На твой революционный характер у меня есть роль одной революционерки…» Но потом предложил роль другой актрисе.

    — Вам не обидно?

    — Обидно. Мне бы хотелось поработать вместе. Но я уважаю выбор брата. И в его картине все такие страшные. Может, он просто не хотел меня уродовать? Сейчас я увлечена «Трамваем желаний». Тема трудная, глубокая драматургия. Говорили, что зритель не пойдет, но все опасения оказались напрасны. Каждый вечер зал набит битком, а после спектакля женщины со слезами на глазах несут мне шоколадки…



    — Вы любите шоколад?

    — Нет. Но они все рано несут не цветы, а шоколадки. Часто с вареньевой начинкой, что я особенно не люблю. Женщинам так жалко мою героиню, что им хочется сделать мне что-нибудь приятное. Мужчины сочувствующе смотрят на все это, но жены их быстро затыкают. Это настолько трогательно выглядит, что я не могу отказаться от этих шоколадок. А один раз мне ананас подарили!

    — А куда вы отправляете все эти продукты?

    — Поначалу я их привозила домой, не хотела кому-то передаривать. Одна актриса, увидев, что я после спектакля отдаю цветы, сказала: «Не отдавай! Это плохая примета. Цветы — это твой успех. Ты отдаешь свой успех!» И я перестала отдавать… А шоколадок потом стало так много, что я их начала раздавать нашим костюмерам.

    — Не так давно вся пресса обсуждала «Тихий Дон» Сергея Бондарчука, где вы снялись в одной из ролей. О чем вы подумали, когда узнали, что «Тихий Дон» в России? Кто вам об этом сообщил?

    — В тот день я была дома. Мне позвонил Федор и сказал: «Тихий Дон» в Москве. Кто будет звонить маме?» Я ответила: «Ты». Это было так неожиданно! Я очень обрадовалась! Подумала: «Рукописи не горят. У каждого события есть свой час. Наверное, где-то сверху было решено, что именно в это время все должно произойти».

    — Вы сами испугались маме звонить?

    — Это было нелегко. Тринадцать лет работы, писем, разговоров, обращения к адвокатам. За месяц до смерти отец уже не мог слышать об этом. Он так и сказал: «Вопрос о «Тихом Доне» закрыт!» Да и мы за тринадцать лет устали биться, подумали: «Как будет — так и будет». И вот в этот момент, когда, кроме надежды, ничего уже не оставалось, — такой неожиданный поворот событий.

    — Что вы ждали от показа фильма и оправдались ли ваши ожидания?

    — Мы, конечно, не ожидали такого недоброго приема. И я очень благодарна и маме, и Федору, что мы достойно выдержали этот удар. Главное, что фильм есть! Думаю, пройдет время — и люди забудут свое озлобление по поводу ориентации Руперта Эверетта и неприкрытых волос Аксиньи, тогда они посмотрят эту картину по-другому. Возвращение «Тихого Дона» мы отметили у меня дома, в тесном семейном кругу.

    — Федор в одном из интервью сказал: «Я до сих пор для себя не ответил на вопрос, почему отец несколько десятков лет хотел снимать «Тихий Дон»…»

    — Сергея Федоровича часто спрашивали: «Почему вы никогда не снимаете фильмы на темы сегодняшнего дня?» Это происходило потому, что его всегда интересовали вечные вопросы: кто мы такие, откуда и куда идем… А размышления на эту тему есть только в великой литературе. Еще Лев Толстой говорил, что настоящему писателю нужно в своих произведениях поднимать те вопросы, которые будут волновать людей вне времени и пространства. «Тихий Дон» Шолохова — это эпопея, это судьба народная, это то произведение, которое отвечает на вечные вопросы.

    — Как-то вы сказали, что все слова и поступки людей вы меряете по отцу. Как это выражается в повседневной жизни?

    — Я имела в виду свои роли и свою работу как актрисы. Когда мне присылают какой-нибудь сценарий, я спрашиваю себя: «А что бы сказал по этому поводу отец? Дал бы на это свое благословение или нет?» В свое время после окончания театрального института я показывала Сергею Федоровичу поступившие предложения, а он говорил: «Не надо. Это не интересно». Он считал, что актера делает роль, и ее нужно дождаться. Я ему говорила: «Пап, пока я буду дожидаться своей роли — все время может пройти». А он свое: «Подожди, материал нужно отбирать».

    — А сейчас вы самостоятельно принимаете решение или с братом советуетесь?

    — С Федором я всегда советуюсь. Но он мне говорит: «Соглашайся! Ты посмотри, с чего я начинал! В каком ужасе я снимался!»



    С братом Фёдором

    — Ваши дома с Федором стоят рядом. Как так получилось?

    — Когда мы думали, как лучше переделать наш дом, то мама сказала: «Я хочу все оставить так, как было при отце». На что Федя, в свою очередь, сказал: «Ну и замечательно. А я рядом построю свой дом». Вот так я и осталась жить в доме-музее Станиславского (его так Федя называет). Потом, конечно, я его надстраивала, увеличивала.

    — А где ваша мама Ирина Константиновна живет?

    — То у меня, то у Феди, а то у себя в московской квартире. Мама очень занятой человек, общественный деятель. Она много снимается в сериалах, картинах, добилась того, чтобы поставили памятник Сергею Федоровичу на его родине… Мы с Федей постоянно говорим ей: «Мам, может, ты отдохнешь и поедешь в санаторий?» «Хорошо. Это моя последняя картина», — произносит она со скорбным лицом до появления следующего сценария.

    — В 80-е вы снялись в нескольких фильмах, а потом вернулись на экран спустя почти 10 лет. Чем вы все эти 10 лет занимались?

    — Я жила вместе с мужем и сыном в Швейцарии. Занималась домом, много читала, размышляла, ездила на съемки «Тихого Дона»… Поначалу мне все это нравилось, а потом стало тяжело, захотелось что-то сделать и для себя. Я взяла Костю и уехала с ним в Москву (муж приехал за нами через какое-то время). Сына пришлось отдать в немецкую школу, так как он не умел писать по-русски… Сейчас я на всякий случай спрашиваю Костю: «Ты бы хотел жить там?» И он отвечает: «Нет». Три года назад я вновь вышла замуж. Мой муж творческий человек из близкой мне сферы. У меня все замечательно. Но и когда я была одна, тоже не очень переживала. После развода у меня появилась свобода, и мне было интересно в ней существовать. Я могла купить билет и куда-нибудь полететь, что-то посмотреть, я вновь была актрисой, а не только Костиной мамой…

    — Какие советы вы могли бы дать женщинам, которые развелись?

    — После развода жизнь не заканчивается! Не бойтесь жить, не чувствуйте себя убогими или обделенными. Если ты одна, то это не значит, что в тебе что-то не так. Я заметила, когда ты одна и вдруг появляешься в обществе замужних пар, то многие женщины начинают с неприязнью к тебе относиться. Они видят в тебе некую опасность. Сейчас я тоже замужем, но никогда не осуждаю одиноких женщин. Лучше быть в какой-то момент одной, чем с мужчиной, который тебя подавляет, не дает тебе развиваться.

    — Скажите, при таком отце, как ваш, трудно найти себе любимого мужчину?

    — Конечно. Когда ты видишь перед собой очень мощную личность, настоящего мужчину, то существует опасность сравнения. Важно понять, что отец — это отец, что все люди разные и искать мужа и отца в одном лице — занятие бесперспективное. Мой муж не похож на моего отца, в чем-то он даже полная его противоположность. Мне в нем интересны совершенно другие вещи.

    — В начальных титрах «Тихого Дона» вы записаны как Алена Бондарчук, а в конечных — как Елена. Как правильно?

    — Отец хотел назвать меня Олесей, но мама и бабушка настояли на Елене. Но Елена — совершенно не мое имя. Я терпеть не могу, когда меня зовут Леной. В какой-то момент я даже сказала: «Все! Я — Алена! Могу и паспорт переделать».

    — В прошлом году вы говорили, что женитьба в планы вашего сына не входит. И вдруг через несколько месяцев сыграли свадьбу. Вы удивились, когда Костя сообщил вам о женитьбе?

    — Мне слегка поплохело. Я сразу представила, что Кости со мною нет, что утром я не готовлю ему завтрак и что я отпускаю его куда-то далеко-далеко... Но, пожив один месяц отдельно, молодые переехали ко мне. Сейчас у нас опять большая шумная семья, чему я безумно рада.



    На открытии 30-го Московского международного кинофестиваля, 19 июня 2008 года.

    — Вы скоро станете бабушкой. Как к слову «бабушка» относитесь?

    — Помню, мама как-то сказала: «Я не бабушка! Я Ириша!» Вот мы все и называем ее Иришей. А я, если стану бабушкой, то я — бабушка. К слову «бабушка» я замечательно отношусь, у меня по этому поводу нет никаких комплексов. Я знаю примеры очень молодых, спортивных и красивых бабушек, которым только в кайф от того, что у них такие внуки и внучки.

    — Выходит, старости вы не боитесь?

    — Боюсь, но я на этом не зацикливаюсь. Красота в определенном возрасте — это труд. Если ты хочешь хорошо выглядеть — нужно поддерживать себя в форме. Я хожу в тренажерный зал, в бассейн, в баню, делаю массаж, практически не пью спиртное, не ем тортики, масло и жирное мясо… Стараюсь следить за своими мыслями и радоваться жизни. Ведь чем злее человек, тем он хуже выглядит. Я в этом убеждена!

    "МК-Бульвар" от 6 июня 2007 года.





    ФИЛЬМОГРАФИЯ


    1982 - "Живая радуга"
    1983 - "Парижская драма"
    1984 - "Время и семья Конвей"
    1984 - "Похищение"
    1986 - "Карусель на базарной площади"
    1986 - "Борис Годунов"
    1992 - "Тихий Дон"
    2000 - "Сергей Бондарчук" - документальный
    2002 - "Санкт-Петербург - Канны экспресс" американского режиссера Джона Дэйли.
    2003 - "Бедная Настя" – сериал
    2003 - "Янтарные крылья"
    2004 - "Дорогая Маша Березина" - сериал
    2004 - "Сыщики 3" - сериал
    2005 - "Приходи свободным"
    2005 - "Запасной инстинкт"
    2006 - "Я остаюсь"
    2006 - "Жара"
    2007 - "Одна ночь любви" – сериал
    2008 - "Гаишники" – сериал





    31 июля 1962 года – 7 ноября 2009 года

    Похожие статьи и материалы:

    Бондарчук Сергей (Документальные фильмы)
    Бондарчук Сергей (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
    Бондарчук Сергей (Цикл передач «Легенды мирового кино»)
    Бондарчук Сергей (Цикл передач «Мой серебряный шар»)



    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!





  • Все статьи

    имя или фамилия

    год-месяц-число

    логин

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»