"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Актёры

    Грант Кэри (Cary Grant)



    Англо-американский актёр




    Известный писатель Ян Флемминг, рассказывая об образе своего знаменитого героя - Джеймса Бонда, сказал: "Да, я очень хорошо себе представлял моего шпиона, это ведь Кэри Грант!". Грант был воплощением мужественности, обаяния, секс-символом эпохи. Немудрено, что именно его именитый автор выбрал прообразом агента 007. Однако начиналось все для будущей звезды отнюдь не безоблачно.

    Кэри Грант, урожденный Александр Арчибальд Лич, родился 18 января 1904 года в Бристоле (Англия) в небогатой английской семье. Был ли он родным сыном своих родителей остается загадкой, ибо первый их ребенок умер от гангрены в годовалом возрасте, а Арчи они зарегистрировали спустя три недели после крещения. Когда мальчику было 10 лет, его мать - Элси Лич сошла с ума и ее отправили в сумашедший дом, а отец вскоре женился во второй раз.

    Детство будущей звезды проходило в грязных кварталах Бристоля. Именно там он приобрел произношение - кокни, характерное для низших классов английского общества. Избавляться от него Грант будет очень долго.

    В 14 лет Арчи Лич оставляет школу и присоединяется к театральной труппе Боба Пендера. Там он занимается пантомимой, акробатикой, учится жонглировать, петь и танцевать. В 1920 году, труппа отправляется на гастроли в США, где их представление "Хорошие времена" выдерживает 456 бродвейских показов.



    За время гастролей шестнадцатилетний Арчи влюбляется в Америку, и, по окончании контракта, принимает решение там остаться. Но Америке не нужен был еще один актер. Поэтому, помимо выступления в роли статиста на Бродвее, ежедневным занятием Арчи была продажа галстуков.

    Лишь в 1928 году на смазливого парня обращает внимание композитор Артур Хаммерштейн. Именно этот человек способствовал продвижению юноши на более серьезные роли. Так в конце 1920-х годов Лич сыграл в спектаклях "Золотой рассвет", "Полли", "Никки" и "Бум-бум". Последний выдержал всего 70 показов, но после него исполнителей главных ролей (Арчи Лича и Джанетт МакДональд) пригласили на кинопробы. Однако, продюсеры не одобрили внешность актера, в результате Джанетт на роль взяли, а Арчи дали работу суфлера на киностудии "Paramount". Это оказалось решающим моментом на дороге к большому экрану.



    Все эти годы, с момента прибытия в Америку, Арчи усиленно старался избавиться от своего жуткого произношения. В итоге - на перекрестке рабоче-пролетарского английского и американского получилось что-то очень напоминающее австралийский акцент. Это обстоятельство впоследствии станет визитной карточкой актера. А пока, суфлируя очередной голливудской дебютанке, талант Арчи приглянулся продюсеру. Голливуд нуждался в новых актерах, ибо многие звезды 1920-х годов так и не адаптировались к звуковым фильмам. Это был его шанс. Из множества псевдонимов, предложенных студией "Paramount", Арчи Лич выбрал "Кэри Грант".



    Под этим именем он дебютировал в кино-мюзикле "Такова эта ночь" в 1932 году. Только за этот год Кэри Грант снялся в восьми картинах. Однако пока это были роли второго плана, иногда эпизодические. Первую более-менее значимую роль - роль молодого богача, он сыграл в фильме "Белокурая венера" (1932), где его партнершей по фильму стала Марлен Дитрих.

    Уже в 1933 году зарплата Гранта составляла 1000 долларов в неделю - что для того времени было очень большой суммой. Однако крупный успех пришел лишь в 1935 году. Их дуэт с Кетрин Хепберн в фильме "Сильвия Скарлетт" полюбился в народе. Тем временем, контракт со студией "Paramount" подходил к концу. Компания во что бы то не стало желала его продления, Грант согласился, но на своих условиях. Отныне он оставлял за собой право участвовать в проектах конкурирующих компаний.
    Первой работой снятой у конкурентов (на студии Columbia Pictures) стал фильм "Ужасная правда" (1936). Классическая история о том, как счастливая пара расстается из-за глупой ревности. В течение всей ленты герои Кэри Гранта и Ирен Данн строят козни, расстраивая друг другу помолвки с новыми избранниками. Чудесная комедия, собравшая 6 номинаций, и получившая "Оскар" за лучшую режиссуру.



    Следующим взлетом стал фильм, который кинокритики из "Radio Times" включили в список "25-ти фильмов, которые необходимо посмотреть каждому". Это была новая работа тандема Гранта и Кетрин Хепберн, режиссером которой выступил Ховард Хоукс. Картина получила название "Воспитание Крошки" (другой вариант перевода "Воспитание Бэби"). Грант выступает в роли палеонтолога, восcоздающего скелет бронтозавра. Однако одну из костей этого ящера, похищает собака некоей взбалмошной дамочки. Палеонтолог отправляется к ней в дом, где встречает Крошку - молоденького леопарда. "Хепберн и Грант превосходны в безумно смешной сумасбродной картине, сюжет которой, вероятно был подслушан в психиатрической лечебнице". - пишет об этом фильме М.Иванов. Действительно, фильм "Воспитание Крошки" добился феноменального успеха.




    "Воспитание крошки" (1938)

    В 1939 году Американская Академия Киноискусств ввела новую номинацию на премию "Оскар" - "За лучшие визуальные спецэффекты". В числе первых номинантов оказался фильм "Только у ангелов есть крылья". Главную роль в котором сыграл Кэри Грант, а одну из знаковых ролей, не только для фильма, но и своей карьеры - Рита Хейворт - образец американской красоты 40-х годов. Режиссером выступил, все тот же, Хоукс. Однако, несмотря на блестящую игру актеров, и невероятные для того времени спецэффекты, фильм не стал шедевром.

    Ко всем разноплановым актерам, к числу которых, безусловно, принадлежал Грант, рано или поздно обращался самый разноплановый голливудский режиссер - Джордж Кьюкор, за свою карьеру снявший фильмы всех жанров - от триллеров ("Газовый свет") до мюзиклов ("Моя прекрасная леди"). Обратился он и к Гранту, предложив сняться в экранизации пьесы Фила Берри "Филадельфийская история" (1940).

    Безумно популярная на бродвее постановка, приобрела свое экранное воплощение. Эта картина до сих пор включается различными журналами в списки лучших историй о любви. Ну и конечно же фильму играет на руку, столь полюбившийся зрителям, дуэт Хепберн и Гранта. Пьеса была экранизирована снова в 1956 году. Фильм назвали "Высшее общество", изменив при этом не только название, но и жанр, на этот раз эта знаменитая история стала мюзиклом.




    Пара Кэри Грант и Ирен Данн снова оказались на экране вместе в 1942 в фильме "Грошовая серенада". Но надеятся на новую "Ужасную правду" не приходится. Перед нами сложная психологическая драма из жизни простой семьи, мечтающей о детях. За этот фильм Кэри Грант получил свою первую номинацию на "Оскар".

    Многие актеры были бы счастливы и этим. Но подозревал ли сам Кэри - воспитанник трущоб, десять лет проработавший статистом в дешевых бродвейских спектаклях, что все лучшие роли еще впереди.

    В 1943 году Грант стремится попасть на фронт, но в авиацию его не берут. Он снимается военной драме "Пункт назначения - Токио", где выступает в роли командира подводной лодки, а деньги заработанные за комедию "Мышьяк и старые кружева" (1944) передает в фонд помощи союзническим войскам. Фильм "Мышьяк и кружева" стал венцом комического таланта Кэри. Лента повествует о том, как женоненавистник женится, бабушки - "божьи одуванчики" убивают людей (причем исключительно из добрых побуждений), а полицейский пишет театральные пьесы. В добавок ко всему - по дому мечется сумашедший, считающий себя президентом, а лестницу на второй этаж одним из холмов близ Геттисбурга (где проходило решающее сражение Гражданской войны в США). На фоне этого безумного балагана герой Гранта, будучи единственным вменяемым человеком, выглядит полным психом. Невероятно смешная комедия несколько раз ставит зрителя в тупик неожиданными поворотами сюжета.

    В том же году выходит фильм "Только одинокое сердце". По заявлению самого Гранта - лучшая из его ролей. За нее он получает вторую, и последнюю в жизни, номинацию на "Оскара".

    Тем временем, возраст и первые седые волосы придали его мужественному лицу отражение жизненного опыта. Эта черта должна была окончательно избавить его от амплуа комедийного актера. Так и случилось...

    В 1941 году он снялся у Альфреда Хичкока в "Подозрении".



    Этот режиссер, гений саспенса и триллера, обратился к Кэри Гранту и в 1946 году. "Не хотели бы сняться в роли двуличного типа?" - спросил режиссер. "Ну конечно, я же Кэри Грант" - ответил актер. Квартет талантливых имен (Кэри Грант, Ингрид Бергман, Клод Рейнс и, конечно, Хичкок) создали великолепную шпионскую драму, под названием "Дурная слава".

    Интересная работа оператора - крупные и общие планы, съемки от первого лица. И самый долгий экранный поцелуй 1940-х годов, почти на полминуты (ибо по правилам он не должен длиться дольше 3-х секунд). Фильм не только вошел в сокровищницу мирового кинематографа, но и оказал большое влияние на судьбу актеров сыгравших главные роли.

    Ингрид Бергман и Кэри Грант стали друзьями на съемках этого фильма, и их дружба длилась до самой смерти Ингрид. Актер бился за честь Ингрид и во время скандала, разгоревшегося когда она развелась с мужем и уехала в Италию к Роберто Росселлини. Журналисты раздули этот скандал до размеров вселенской катастрофы, серьезно повредив репутации актрисы. Именно Грант вышел на церемонии вручения "Оскара" в 56 году, и получил его за Ингрид ("Лучшая женская роль", фильм "Анастасия"), ибо сама актриса не смогла приехать.




    "Дурная слава" (1946)

    У Хичкока Грант снялся еще дважды в "Поймать вора" в 1955 году и "К северу через северо-запад" в 1959 году. Во многом благодаря образу созданному Кэри в этих фильмах Ян Флемминг и "изобрел" своего Агента 007.



    Прототип Джеймса Бонда

    Грандиозное полотно 1957 года - "Гордость и страсть" - фильм снятый по роману К.С.Форестера "The Gun", повествует о повстанческих действиях в Испании эпохи наполеоновских войн. Главаря повстанцев играет Фрэнк Синатра, его девушку Софи Лорен, испанских повстанцев местные крестьяне (фильм снимался на реальном ландшафте - в Испании). На долю Гранта выпала роль английского капитана, цель которого - отправить в Англию гигантскую пушку находящуюся у повстанцев. Однако у партизан другие цели - выбить французов из крепости Авель, стены которой можно пробить лишь из этого орудия. Фильм получился очень зрелищным, но несколько затянутым.





    Последней значимой работой Гранта стала картина Стенли Донена "Шарада" в 1963 году. Великолепная детективная история, была разбавлена изрядной долей юмора. Кинопартнершей Гранта выступила Одри Хепберн. Также, в этом фильме, одну из своих "серьезных" ролей сыграл великий комик Уолтер Маттау.



    После этого, снявшись в двух, откровенно слабых, фильмах "Папа Гусь" в 1964 году и "Иди, а не беги" в 1966 году Кэри Грант завершил свою кинокарьеру. Он уже давно жаловался на то что он слишком стар чтобы играть роли на которые его приглашают.

    В 1966 году режиссер Стенли Донен, автор "Шарады", предлагает Кэри главную роль в фильме "Арабеска", но Грант отказывается. Кто знает, что послужило реальной причиной отказа? Действительно ли Кэри считал себя стариком, или его не устраивала его напарница, которой должна была стать Софи Лорен, - а ведь он был влюблен в нее еще со съемок "Гордости и страсти".



    Роль в итоге отдали Грегори Пэку. Кэри Грант очень уважал этого актера. При этом, прекрасно понимая, что они играют приблизительно одинаковые типажи героев, Кэри часто шутил: "...а в начале 40-х появился Пэк, и теперь режиссеры ломают головы кого из нас позвать".

    Чувство юмора, пропитанное изрядной долей сарказма, было одной из неотъемлемых черт Гранта.



    Так, на вопрос журналиста о том, знает ли актер что многие молодые люди хотят быть похожи на Кэри Гранта он ответил. "Да, я тоже хотел бы быть на него похожим!". Периодичность повторения этой шутки ее автором, натолкнула психологов на мысль, что Грант страдает от раздвоения личности - что Арчи Лич не пускает внутрь себя Кэри Гранта, оставляя тому только экран.



    В жизни Кэри был отнюдь, не похож на свое экранное воплощение - громкие бракоразводные процессы, и обвинения бывших жен в алкоголизме и рукоприкладстве, то и дело украшали страницы желтой прессы. Эти вспышки гнева, обуславливались и личной трагедией Кэри - до 60 лет у него не было детей, хотя он очень стремился к отцовству (о личной жизни Гранта, подробнее - тут).




    "Шарада" (1963)

    "Оскара" Грант все же получил. В 1969 году его пригласили на церемонию, и вручили почетную статуэтку "за необыкновенное мастерство с уважением и признательностью от коллег". Спустя 37 лет (в 2006 году) газета "Daily Telegraf" напишет , что Американская Киноакадемия попросту обидела актера, ни разу не наградив его за работу, но вручив этот унизительный приз.



    Отказавшись от кино Грант уединился на вилле со своей, уже 5-ой по счету, женой. Тем не менее, он не бросил окончательно светскую жизнь он продолжал посещать церемонии награждений, презентации, званные обеды.



    Кэри Грант дочерью

    В 1982 году умерла его подруга Ингрид Бергман, 78-ми летний Кэри отправился в Швецию на похороны. Все репортеры потом писали, что у этого символа мужественности 20-го века на глазах были слезы.

    Будучи уже великовозрастным человеком, актер решился на турне, в котором хотел встретиться со своими поклонниками в разных городах Соединенных Штатов. Кэри Грант умер 29 ноября 1986 года, в возрасте 82 лет от инфаркта, который случился с ним во время одной из этих встреч. Его прах развеян над Атлантическим океаном.

    За свою жизнь получив лишь утешительного "Оскара", Грант собрал все возможные награды после смерти. Любые хит-парады любых журналов "О величайших актерах ХХ века" неизменно называют Кэри Гранта в числе первых. Так, журнал "Empire" назвал его под номером 7 в рейтинге "The Top 100 Movie Stars of All Time", и №22 в рейтинге "100 Sexiest Stars in film history". Cразу 6 фильмов с его участием попали в список (по версии Американского Института Кинематографии) "100 лучших любовных историй" ("Незабываемый роман" (№5), "Филадельфийская история" (№44), "Поймать вора" (№46), "Воспитание крошки" (№51), "Ужасная правда" (№77), "Дурная слава" (№86)), тот же институт назвал его вторым, после Хамфри Богарта, в списке "Величайших легенд экрана". Выше всех же его поставил "Premiere Magazine", назвав его номером один в своем варианте "Movie Star of All Time".

    Однако, критики критиками, но его любили и любят зрители. Каждый год в Англии и Америке проходят "Caryfests" - сборы поклонников актера, а аэропорт Бристоля украшает его бронзовая статуя. И даже цветоводы, в благодарность за чудесное актерское мастерство, назвали именем Кэри Гранта один из выведенных ими сортов роз.

    P.S. В одном из последних своих интервью Великий Актер сказал: "Наконец-то я успокоился, зажив спокойной жизнью, лишенной софитов. Могу сказать лишь то, что на излете лет я все же стал Кэри Грантом, или Кэри Грант стал мной. В одном уверен, - как минимум - мы встретились."



    О Кэри Гранте был снят документальный фильм "Актер на первой роли".





    Автор текста Дмитрий Варичев


    Избранная фильмография:



    1932 — Белокурая Венера / Blonde Venus — Ник Таунсенд
    1933 — Она обошлась с ним нечестно / She Done Him Wrong — капитан Каммингс
    1933 — Алиса в Стране чудес / Alice in Wonderland — Черепаха Квази
    1936 — Удивительные приключения / The Amazing Adventure — Эрнест Блисс
    1937 — Топпер / Topper — Джордж Керби
    1937 — Ужасная правда / The Awful Truth — Джерри Уорринер
    1938 — Воспитание крошки / Bringing Up Baby — доктор Дэвид Хаксли
    1938 — Праздник / Holiday — Джон «Джонни» Кэйс
    1939 — Ганга Дин / Gunga Din — сержант Арчибальд Каттер
    1939 — Только у ангелов есть крылья / Only Angels Have Wings — Джефф Картер
    1940 — Его девушка Пятница / His Girl Friday — Уолтер Бернс
    1940 — Филадельфийская история / The Philadelphia Story — Декстер Хэвен
    1941 — Грошовая серенада / Penny Serenade — Роджер Адамс
    1941 — Подозрение / Suspicion — Джонни
    1942 — Весь город говорит / The Talk of the Town — Леопольд Дилг
    1942 — Однажды в медовый месяц / Once Upon a Honeymoon — Патрик О’Тул
    1944 — Мышьяк и старые кружева / Arsenic and old Lace — Мортимер Брюстер
    1946 — Дурная слава / Notorious — Т. Р. Дэвлин
    1947 — Холостяк и девчонка / The Bachelor and The Bobby-Soxer — Дик
    1947 — Жена епископа / The Bishop’s Wife — Дадли
    1948 — Мистер Блэндингз строит дом своей мечты / Mr. Blandings Builds His Dream House — Джим Блэндингз
    1948 — Каждая девушка должна выйти замуж / Every Girl Should Be Married — доктор Мэдисон Браун
    1949 — Я был военной невестой / I Was a Male War Bride — капитан Анри Рошар
    1952 — Есть место ещё для одного / Room for One More — Джордж Роуз
    1952 — Мартышкин труд / Monkey Business — Барнаби Фултон
    1955 — Поймать вора / To Catch A Thief — Джон «Кот» Роби
    1957 — Гордость и страсть / The Pride and the Passion — Энтони
    1957 — Незабываемый роман / An Affair to Remember — Никки Ферранте
    1957 — Поцелуй их за меня / Kiss Them for Me — Лейтенант Энди Крюсон
    1958 — Милый сэр / Indiscreet — Филип Адамс
    1959 — К северу через северо-запад / North by Northwest — Роджер Торнхилл
    1963 — Шарада / Charade — Питер





    18 января 1904 года – 29 ноября 1986 года

    Похожие статьи и материалы:

    Грант Кэри (Документальные фильмы)
    Грант Кэри (Цикл передач «Легенды мирового кино»)
    Матевосян Грант (Цикл передач «Острова»)


    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Все статьи

    имя или фамилия

    Логин:

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»