"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.

 
















  • Искусство | Режиссура

    Викторов Ричард Николаевич



    Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1974)
    Лауреат Государственной премии Российской Федерации имени братьев Васильевых (1974)
    Лауреат Государственной премии СССР (1982)





    Ричард Викторов родился 7 ноября 1929 года в Туапсе.

    Он подростком сбежал на фронт и прошел всю Великую Отечественную войну. После войны Ричард Викторов поступил на филологический факультет Львовского университета, который окончил в 1952 году, и вскоре поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Сергея Юткевича. После окончания ВГИКа Ричард Викторов работал на киностудии «Беларусьфильм», и позже - на киностудии имени Горького.


    «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К ФАНТАСТИКЕ»

    Отечественный фантастический кинематограф, мягко говоря, не богат жанровыми режиссерами. Оно, впрочем, и понятно, - фантастика в нашей киноиндустрии всегда занимала положение эдакого аутсайдера. Дело даже не в том, что брезговали, а в том, что не знали - КАК. Режиссеров, рискнувших снимать научно-фантастическую ленту, Ричард Викторов иронично называл чудаками. Такие смельчаки действительно многим рисковали (в первую очередь - репутацией) в условиях отсутствия традиций. На этот факт не раз сетовал герой нашего очерка: «Чтобы выполнить точные производственные задания, необходим опыт и доскональное знание, овладение спецификой (выделено мной. - Е.Х.) той области, в которой трудишься. А научно-фантастические фильмы ... снимаются крайне редко, и опыта у студий здесь нет. Вот потому каждый раз приходится начинать с нулевой отметки. И иначе не получается».

    Конечно, были такие величины от киномэйнстрима, как Якова Протазанов или Андрей Тарковский, осознавшие возможности жанра в кино, создавшие шедевры, вошедшие в золотой фонд мирового киноискусства. И все же фантастика для них была всего лишь литературным материалом, ни один, ни другой не ставили перед собой задачи снять именно фантастическое кино. А вот режиссеров, кто целенаправленно, осмыслено и со знанием дела обращался бы к фантастическому материалу, кто искренне стремился бы утвердить жанр в нашем кинематографе - таковых практически нет. Из числа таких «чудаков» на память приходят разве что Павел Клушанцев, снявший «Планету бурь», но активно использовавший научно-фантастические приемы и в своих научно-популярных фильмах, Павел Арсентьев, одинаково успешно работающий и в сказочном, и фантастическом кино, интеллектуальный «апокалиптист» Константин Лопушанский, Андрей Ермаш, не снявший ни одного реалистического кино, да анимационный фантаст Владимир Тарасов.

    Однако только имя Ричарда Викторова у зритель неизменно и однозначно ассоциируется с фантастическим кинематографом. Это при том, что в его творческой биографии - всего 4 фантастических фильма (для нашего кино - уже внушительная цифра) из 12 снятых. Но, придя в кинофантастику в начале 1970-х, он остался в ней до конца своей жизни, прочно связав свою творческую судьбу и имя с любимым жанром. И ведь не погрешил против истины Кир Булычев, назвав Викторова «главным по части фантастики» в нашем кино. Рано ушедший из жизни режиссер не только снимал кинофантастику со знанием дела, много он делал и для ее развития в кинематографе, выступал, как неутомимый пропагандист и защитник жанра.

    «Действительность обгоняет экран со скоростями поистине космическими. Космос уже обжит международным экипажем, а мы все еще топчемся на крохотном «кинопятачке» и никак не решимся подняться над своими частными кинопроблемами. А зритель ждет. Нет, не ждет, требует: снимайте научно-фантастические фильмы!» - писал в одной из статей режиссер, который, вероятно, первым у нас решил снимать фантастическое кино всерьез.

    К сожалению, автор этих строк плохо знаком с нюансами житейской биографии режиссера, поэтому да не осудит меня читатель за некоторую конспективность изложения творческого пути Ричарда Викторова. Тех же читателей, кто хотел бы поближе познакомиться с человеческой стороной режиссера, я отсылаю к мемуарам Кира Булычева (многие годы он близко знал кинофантаста), опубликованным в журнале «Если» (1999. № 11).

    Ричард Николаевич Викторов родился точнехонько в день двенадцатой годовщины Великого Октябрьского переворота - 7 ноября 1929 года на берегу Черного моря в теплом городе Туапсе.

    Уже в юном возрасте, тяжело больной Ричард был вынужден взять в руки оружие - ворвавшаяся в Россию война поставила в один строй взрослых и детей.

    Будучи человеком с ярко выраженным гуманитарным складом мышления, сразу же после войны он поступил на филологический факультет Львовского государственного университета, который и закончил в 1952 году. Однако очень скоро молодой человек осознал, что «важнейшее из искусств» его влечет куда сильнее филологии, и он снова берется за учебу - на этот раз на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская С.Юткевича). Параллельно он перебирается в Одессу. Нужно сказать, что Ричард Викторов слыл человеком редкостного упорства и пробивной силы, поэтому нет ничего удивительного в том, что уже в 1957 году несостоявшийся филолог, студент ВГИКА получает должность режиссера Одесской киностудии (заметим, одной из лучших и престижных в те годы). В 1958 году на этой киностудии совместно с режиссером И.Шишовым он снял свой первый фильм - «На зеленой земле моей», ставший одновременно дипломной работой будущего кинофантаста.

    В 1959 году, окончив ВГИК, Ричард Викторов попадает по распределению режиссером на киностудию «Беларусьфильм». Здесь он снимает картины, сделавшие имя Викторова известным - «Впереди - крутой поворот» в 1960 году, экранизацию повести одного из своих любимых писателей Василя Быкова «Третья ракета» в 1963 году и документальную ленту «Дорогами отцов» в 1964 году.



    Молодого режиссера заметили и пригласили в Москву - на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М.Горького, которой он оставался верен до конца жизни. Здесь он удачно экранизирует повесть Николая Погодина «Янтарное ожерелье», сняв фильм «Любимая» в 1965 году и роман В.Киселева «Девочка и птицелет», сняв фильм «Переходный возраст» в 1968 году. Последней его реалистической картиной стал фильм «Переступи порог» в 1970 году.

    А потом случилась фантастика. Уже в 1971 году он приступил к работе над одной из самых популярных и удачных фантастических лент отечественного кинематографа.



    Обращение Ричарда Викторова к научной фантастике не было случайным. Фантастику он любил, и снять фантастическое кино мечтал давно. Кроме того, Ричард Николаевич был искренне убежден в том (о чем неоднократно говорил и в печати), что, создавая дефицит качественной кинофантастики, отечественный кинематограф находится перед зрителем «в большом долгу». Он действительно мечтал создать отечественную индустрию фантастического кино, и планы на этот счет были грандиозные: «Кинофантастика - это широкая сфера киноискусства. И здесь могут быть самые разнообразные жанры: психологическая драма, трагедия, комедия, приключение, детектив, мюзикл, сказка. Не исключено, что вдруг появится научно-фантастическая поэма». Не исключено, что, не оборвись жизнь режиссера так рано, он со своими пробивными способностями добился бы реализации своей мечты хотя бы процентов на 50.

    Первая же научно-фантастическая лента Викторова «Москва - Кассиопея» в 1973 году снискала колоссальный успех. Вряд ли погрешу против истины, если скажу, что фильм во многом был новаторским для нашего кино. Начать хотя бы с того, что это первая научно-фантастическая картина, адресованная непосредственно подростковой аудитории. В основе сюжета - первая звездная экспедиция - к одной из планет в созвездии Кассиопеи. Экспедиция не совсем обычна, потому что экипаж звездолета составляют подростки не старше 14 лет. Да и сам корабль спроектирован 13-летним подростком. Вызывающей надуманности в таком повороте сюжета нет, ведь к моменту достижения цели юным членам экипажа должно быть по 40 лет. Такая «придумка» несла в себе известные педагогические функции: подросток, активно участвующий во «взрослой жизни» - есть полноправный член общества. Да и сам юный зритель не мог не попасть под влияние героев-ровесников, людей увлеченных, творящих. Такая фантастика полезна, ведь она помогает развитию творческого воображения. Известно, что многие юные зрители этого фильма в дальнейшем стали летчиками, конструкторами.



    Но главное - это еще и первый по настоящему ЧЕСТНЫЙ научно-фантастический фильм, сделанный со знанием специфики жанра, с учетом не только художественных, но и технических нюансов. Вспомните, сколь достоверно и «вкусно» был смоделирован интерьер звездолета «Заря» (заслуга блестящего художника-декоратора Э.Леонтьева), а эффект невесомости - просто выше всяких похвал. В те годы даже Голливуд не всегда справлялся с такой сложной задачей. Чтобы не выглядеть голословным, призову в поддержку специалиста. В брошюре «Средства воплощения фантастики на экран» сирийский режиссер-фантаст и киновед Самир Джабер раскрыл некоторые технические секреты советских кинематографистов: «Для создания эффекта невесомости изготовлена точная копия декорации командного отсека, потому что снимали ее в павильоне. Причем сама декорация, установленная в вертикальном положении, могла поворачиваться вправо и влево. Это было сделано для того, чтобы в узкое отверстие пропускался трос, на котором был подвешен актер. Он сидел боком к декорации. Макет звездолета снимался в павильоне покадрово. Операторы снимали на пленке ЛН в течение почти трех месяцев (выделено мной. - Е.Х.)».

    Ах, если бы все наши режиссеры-фантасты подходили к съемкам НФ кино с таким тщанием и добросовестностью! Фильм, кстати, содержал и немалое количество действительно любопытных научно-фантастических «разработок», наиболее интересная из которых - установленная на звездолете система «Сюрприз», позволяющая моделировать не только любое помещение, но и целые земные ландшафты.

    Есть еще одно важное достоинство этого фильма. Прежде (да и после) наши фантастические картины страдали не только технической убогостью. Куда больше бросалась в глаза мрачная, почти пугающая серьезность, с которой зрителю подавался плохой научно-фантастический сюжет.

    Несмотря на серьезность научно-фантастического посыла, фильм Викторова - подчеркнуто ироничен. Более того, ему присуще эдакое обаятельное плутовство. Граница между «взаправдашностью» происходящего и игрой-недомолвкой размыта, а присутствие в научно-фантастическом фильме откровенно ненаучного, сказочного персонажа ИОО (И.Смоктуновский) лишь подчеркивает игровой элемент, усиливает комедийное начало картины.

    Успеху картины во многом способствовал, конечно же, качественный сценарий, изобилующий яркими, смачными языковыми находками. Авторы его - Авенир Григорьевич Зак и Исай Констатинович Кузнецов - не новички в кинодраматургии, давно зарекомендовавшие себя, как создатели беспроигрышных кинохитов (на их счету такие известные ленты, как «Достояние республики», дилогия «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка», «Похищение Савойи», «Верните бабушку» и др.).

    «Москва - Кассиопея» оказалась настолько удачной, что, когда годом позже вышла на экраны вторая часть дилогии - «Отроки во Вселенной» в 1974 году, повествующая о комических приключениях экипажа «Зари» на планете, захваченной роботами, - у касс кинотеатров выстраивались огромные очереди. Фильм хотели посмотреть не только дети, но и родители.



    Стоит заметить, что в «Отроках во Вселенной» при усилившемся комедийном звучании, Викторов ввел и ненавязчивый элемент антиутопии.

    Дилогия имела большой успех не только в СССР, но и за рубежом. А по количеству полученных призов и премий различных кинофестивалей в отечественной кинофантастике может соперничать разве что «Солярис». Думаю, не лишним будет перечислить все эти награды. Итак, первая часть дилогии - «Москва - Кассиопея» - получила премию VII ВКФ в Баку в 1974 году за лучший фильм для детей, Специальную премию жюри XIII МКФ НФ фильмов в Триесте в 1975 году, «Платеро» - премию XIII МКФ для детей и юношества в Хихоне в 1975 году, Серебряный приз IX МКФ в Москве в 1975 году по конкурсу детских фильмов, Диплом X Международного технического конкурса фильмов, проведенного в рамках XII конгресса УНИАТЕК в Москве в 1976 году.

    Премиальный «фонд» «Отроков во вселенной» победнее: премия VIII ВКФ в Кишиневе в 1975 году за лучший фильм для детей и юношества и «Серебряный астероид» - специальная премия жюри XIV МКФ НФ фильмов в Триесте в 1976 году.

    Наконец, сам создатель кинодилогии стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых в 1977 году и получил звание Заслуженного деятеля искусств в 1974 году.

    Очень скоро появились откровенные подражания. На волне популярности викторовской дилогии на той же киностудии имени М.Горького в 1975 году вышел очень слабый фильм по пьесе Сергея Михалкова «Большое космическое путешествие» режиссера В.Селиванова, эксплуатирующий ту же тему «дети в Космосе». Кстати, эта лента снималась в тех же «космических» декорациях, что и дилогия Р.Викторова. Однако фильм В.Селиванова запомнился только благодаря чудесной музыки Алексея Рыбникова (Помните песенку «Я тебе конечно верю...»).

    На какое-то время Ричард Викторов решил сделать паузу и снял очень сильный реалистический фильм по повести Василя Быкова «Обелиск» в 1976 году. Но расстаться с фантастикой - это было уже выше его сил. «Эта сила так велика, что всякий раз заставляет надеяться на лучшее», - признавался режиссер. Вынужденная пауза отчасти была связана и со смертью А.Зака. Увы, драматург-фантаст и по сей день - ниша не восполненная, о чем с горечью говорил и Ричард Викторов: «Если, говоря о сегодняшних писателях-фантастах, мы можем сразу назвать десяток имен, то о кинодраматургах-фантастах нам сказать вообще нечего, ибо их нет как таковых. Но, если таковой по великой случайности и появится, то он, пройдя «огонь, воды и медные трубы» со своим сценарием, испивает всю чашу трудностей производства научно-фантастического фильма, и больше его в кино никакими калачами не заманить».

    Такой «чудак», однако, нашелся. Соавтором сценария нового фантастического фильма стал отчаянный романтик Кир Булычев. И в 1978 году Ричард Викторов приступил к работе над фильмом «Через тернии к звездам», который вышел на экраны в конце 1980 года.



    Это своеобразная космическая эпопея, первая часть которой посвящена теме Контакта, а вторая затрагивает актуальную проблему экологической катастрофы. Темы, волновавшие режиссера, Ричард Викторов выразил еще в 1978 году: «Сегодня молодежь не удовлетворяется просто сказками, ее интересует, что будет с миром завтра, и кинофантастика призвана говорить об этом. Проблема и в том, что человек чувствует малые размеры Земли, ее непрочность. А многие прогнозы будущего человечества не всегда оптимистичны. И фантастика обретает поэтому особенно важное звучание». Важно отметить, что тема важности бережного отношения к природе прозвучала в фильме искренне, но не назидательно. Ирония, юмор - присутствуют во всех фантастических лентах Викторова.



    Елена Метелкина работала манекенщицей и в кино попала благодаря режиссеру Ричарду Викторову. Она дебютировала в кино ролью Нийи в его научно-фантастическом фильме «Через тернии к звездам», вышедшем на экраны в 1980 году. Необычная внешность позволила ей создать противоречивый образ инопланетянки, клонированной девушки-гуманоида с погибающей планеты Десса. В 1982 году, на международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия) эта работа Елены Метелкиной была отмечена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль. В последующем Елена Метелкина снялась также в фантастическом телевизионном фильме для детей «Гостья из будущего» и в драматической ленте «Очень важная персона», а потом вернулась в модельный бизнес.

    Фильм изобиловал немалым количеством интересных находок. Начать с того, что здесь мы имеем едва ли не первый в отечественной кинофантастике убедительный образ инопланетянки - в самой экзотической внешности непрофессиональной актрисы Елены Метелкиной, исполнившей роль искусственно выведенного человека Нийи, есть что-то неуловимо инопланетное.



    Очень удачной и оригинальной получилась сцена встречи земной экспедиции на гибнущей планете Десса, да и сам сам инопланетный ландшафт выглядел достоверно. Необходимо сказать о саундтреке. Музыка Алексея Рыбникова, прозвучавшая в фильме, годом позже стала основой знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось».



    «Через тернии к звездам» в большей степени адресован уже взрослой аудитории (на это указывает и введение в сюжет элементов легкой, сверхцеломудренной, но все-таки эротики), но в целом он повторил успех предыдущих картин, хотя и не снискал такого количества премий (только Госпремию за сценарий). Но о том, что фильм был принят зрителем, говорит статистика - прокат ленты составил в 1981 году 20,5 миллионов зрителей.



    Без малого 10 лет пролежал на полке последний фильм Ричарда Викторова «Комета», снятый в 1983 году - самый несчастная картина режиссера. Сценаристом ее опять же выступил Кир Булычев. Забавная история о том, как в курортном городке вспыхнула паника, когда люди узнали, что вот-вот на Землю должна упасть комета, испугала чиновников откровенной сатиричностью. Сам режиссер не дожил до выхода картины на экран - он умер через полгода после завершения съемок. Фильм все-таки показали по ТВ, но с изрядно переиначенным, рафинированным тестом.

    В своих воспоминаниях «Как стать фантастом» (Если. 1999. № 11) Кир Булычев немало страниц посвятил личности Ричарда Викторова и судьбе «Кометы».

    «Несчастливый, неладный, убивший Ричарда и оставшийся практически неизвестным. Хотя по тем временам мы с Ричардом старались сказать в нем куда больше, чем было положено, и если бы не болезнь Ричарда, наверное, фильм стал бы событием. Недаром Госкино сразу же потребовало фильм целиком переделать. «Комета» интересна мне и сегодня как попытка осмыслить сюжет-катастрофу, не новый в фантастике, но на нашем российском материале; увидеть, к какому идиотизму приведет эта ситуация в одном отдельно взятом Советском Союзе».

    С формальной точки зрения, атрибутивной, чистой фантастики в «Комете», в общем-то, и нет, она присутствует «закадрово» (не только в лице К.Булычева). Фантастика здесь не во внешних проявлениях, а в контексте. Ведь фильм весьма оригинально повествует о самом процессе мифотворчества, о «легкости», с какой люди окружают себя мифами, чтобы потом всецело им подчиниться. Жанр картины можно определить как «условно-метафорическая сатира», это-то так и не понравилось чиновником из Госкино, потребовавших изменить практически весь текст картины.

    Были у Ричарда Викторова новые виды на кинофантастику. Но «Комета» стала последней работой режиссера в кино.

    8 сентября 1983 года Ричард Николаевич Викторов, главный и самый честный русский кинофантаст умер. А его фильмы мы по-прежнему с удовольствием смотрим и поем под гитару душевнейшую песню из «отроков во Вселенной» - «Ночь прошла», песню, давно уже ставшую одним из гимнов отечественного фэндома.

    Автор: Евгений Харитонов


    Ричард Викторов умер 8 сентября 1983 года во время съёмок фильма «Комета». Он был похоронен в Москве на Митинском кладбище. Позже рядом с могилой Викторова была похоронена его жена, актриса Надежда Семенцова.

    Эпитафия на могиле гласит: «В искусстве своём ты останешься вечным, как вечно познание космоса».




    Кир БУЛЫЧЁВ рассказывает о Ричарде ВИКТОРОВЕ



    Кир Булычев и Ричард Викторов работают над фильмом "Через тернии к звездам"

    …Я не думал, что попаду в кино.

    Случилось это в 1976 году. Одновременно мне позвонили два режиссера. Роман Качанов с "Мультфильма" предложил поставить полнометражную ленту по повести "Путешествие Алисы". А Ричард Викторов после успеха его двухсерийного фильма об отроках во Вселенной решил вернуться к фантастике.

    Ричард сильно хромал, у него было массивное тело, лицо доброе, но всегда серьезное и задумчивое; внешне он был сдержан, а внутри кипел от страстей, увлечений, мыслей и идей.

    Жизнь обошлась с Викторовым сурово, но это никак не испортило ему характер.



    Шарж Кира Булычев. "Ричард Викторов".

    Мальчиком он заболел костным туберкулезом, и летом сорок первого года его отправили в Крым лечиться в санаторий.

    А вывезти не смогли.

    Когда пришли немцы, Ричард отступал вместе с нашими войсками. В Керчи он лежал у пулемета - там уже не приходилось разбираться, кто взрослый, а кто ребенок. На одном из последних катеров его, тяжело раненного в ногу, вывезли в Новороссийск. Затем - в район Теберды, в больницу. Туда вскоре тоже прорвались немцы, и детей уводили по горным тропам.

    Все эти месяцы мать искала его, не веря, что мальчик погиб. Она разыскала сына в Баку.

    К тому времени, когда Ричард пригласил меня в Дом литераторов, он уже прославился двумя фантастическими фильмами для детей - "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". В те годы (впрочем и в последующие) они были лучшими фильмами подобного рода в нашей стране.

    Мы подружились - с таким хорошим человеком нельзя было не подружиться. И сценарий двух фильмов написали хоть и не быстро, но без конфликтов.

    Работа с Викторовым для меня связана с Ялтой. С разными временами года, с Чайной горкой - общежитием Ялтинской студии, гостиницами, от шикарной по тем временам "Ялты" до общежитий в блочных пятиэтажках на крутых склонах ялтинских окраин.

    Самой запоминающейся поездкой была первая, когда мы писали киносценарий "Через тернии к звездам". Писали вчетвером: я, Викторов, художник Загорский и оператор Антипенко.

    Киногруппа почти всегда похожа на своего режиссера, как собака на старого хозяина. Викторовская группа была солидной, семейной, в ней не ломались тонвагены, не пропадали в запой осветители, а актеры не дрались в ресторанах. Вечером Ричард садился к телефону и подробно выяснял со своими детьми Аней и Колей, оставшимися в Москве, что сегодня было в школе, что задали и что предстоит завтра. Я сочувствовал его ребятам, но семейство, включая маму Ричарда, которая жила в том же доме и на том же этаже, было настолько дружным, что слезы, если и бывали, оставались невидимыми миру. А если случалось, что мы, примкнувшие к группе, загуливали и возвращались в гостиницу в час ночи, то всегда рисковали увидеть Ричарда на балконе. Молчаливого, глядящего на звезды и ни в чем нас не упрекающего. Мы переходили на бег трусцой и охваченные стыдом и ужасом разбегались по комнатам.

    Через несколько лет мы возвратились в Ялту, чтобы дописывать сценарий и снимать новый фантастический фильм "Комета". Несчастливый, неладный, убивший Ричарда и оставшийся практически неизвестным. Хотя по тем временам мы с Ричардом старались сказать в нем куда больше, чем было положено, и если бы не болезнь Ричарда, наверное, фильм стал бы событием. Недаром Госкино сразу же потребовало фильм целиком переделать.

    Никто не знает, что "Комета" оказалась чемпионом страны по числу режиссеров, которые в нем сыграли. В Крыму летом немало групп или вольных кинодеятелей. Ричард загорелся идеей всех их задействовать в нашем фильме. Так что там играли В.Басов, Ю.Чулюкин, П.Арсенов и так далее.

    "Комета" интересна мне и сегодня как попытка осмыслить сюжет-катастрофу, не новый в фантастике, но на нашем российском материале;увидеть, к какому идиотизму приведет эта ситуация в одном отдельно взятом Советском Союзе. Задано: к Земле летит комета (а задумали мы фильм, когда к Земле летела комета Галлея). Все ученые, комментаторы и знающие люди уговаривают наш народ, что комета ничем страшным не грозит.

    А на берегу Крыма, в курортном городке всех охватывает паника. Доведенная нами до бескрайнего идиотизма. Оказывается, никакая комета не сравнится по опасности с нами самими...

    Мы сделали "Комету", и в последний день съемок Ричарда поразил инсульт. Викторов прожил еще полгода, но так и не пришел в себя.

    А на материал фильма накинулось Госкино. Дело в том, что режиссеры не любят показывать чужим людям, а тем более начальству, сырой, несмонтированный, неозвученный материал, потому что чужие люди, а тем более начальство, воспринимают "полработы" как окончательный продукт. Без Ричарда с его пробивной силой фильм оказался осиротевшим. Госкино накидало полную корзину убийственных замечаний, утверждая, что советским людям не свойственно паниковать и питаться слухами, и требуя снять реплику попавшего в кораблекрушение узбека: "Даже чаю нет!", - как намек на нехватку некоторых товаров в торговой сети.

    С намеками всегда плохо. Они называются научным словом "аллюзия". Под аллюзию можно подвести что угодно.

    Я позволю себе отвлечься и вспомнить о драме, имевшей место в журнале "Химия и жизнь" именно из-за очередной аллюзии.

    Шла статья о биодобавках в корм скоту. Над заголовком был нарисован грузовик, едущий на читателя, в кабине сидели счастливые свинья и корова, а сам грузовик был с верхом гружен мешками с этими самыми добавками.

    Когда журнал уже был в производстве, кто-то вспомнил, что надвигается очередной съезд нашей любимой партии. И тогда по требованию редактора над заголовками всех материалов номера появилась надпись: "Навстречу двадцать какому-то съезду КПСС!"

    Все было хорошо, но чин в ЦК, который курировал популярные журналы и пролистывал их перед выпуском, посмотрел на картинку, где ехали свинья и корова, а над ними было написано: "Навстречу...", перепугался, побежал к заведующему сектором, тот бросился к заведующему отделом. Не знаю, рассматривали ли вопрос на Политбюро, но этот казус послужил одной из причин изгнания из журнала милейшего и умнейшего заместителя главного редактора Черненко (главный - академик Петрянов-Соколов - был существом олимпийским и появлялся в редакции в торжественные дни). Решение ЦК гласило: тираж отправить под нож! То есть все 400 тысяч экземпляров!

    История зловеще повторялась - вспомните эпизод с "Искателем". И тогда редакция, чтобы спасти журнал, обратилась ко всем авторам и друзьям журнала отправиться в город Чехов и там принять участие в операции: вырезать из номера злополучную страницу и вклеить на ее место другую, без свиньи и коровы.

    Несколько дней, сменяя друг друга, мы работали в Чехове. Ударным трудом мы спасли журнал от участи худшей, чем смерть.

    Кстати, в соседнем цехе то же самое происходило с журналом "Работница" (а может, "Коммунальное хозяйство" - не помню точно). Там на обложке были сфотографированы работницы передовой прачечной. В ЦК КПСС заметили, что на груди одной из прачек поблескивает нательный крестик. Обложку содрали. Подозреваю, что сотрудника ЦК, принявшего это решение, сегодня можно встретить в церкви.

    Ни в одной антиутопии никто из фантастов ничего подобного придумать не смог. Возможно, это и послужило причиной современного кризиса фантастики: наша действительность всегда была фантастичнее вымысла!

    А что касается "Кометы", то нам дали другого режиссера, которому за эту работу посулили заграничную командировку, может, даже съемки в Кении, если он перевернет фильм с ног на голову и сделает слабого, несчастного и неустроенного героя человеком сильным, справедливым и партийным.

    Дальше начался шантаж. Оператора фильма Рыбина и меня вызвали куда надо и дали понять, что если мы откажемся участвовать в "поправках к фильму", то картину положат на полку, и семья Викторова, который был человеком бескорыстным и небогатым, вообще останется без средств к существованию - и его жена, и двое детей. И мы с Рыбиным сдались.

    Я писал новые тексты и сидел целыми днями с Аленой Аникиной, умевшей подгонять тексты к движению губ, что важно при синхронном переводе фильма, и разминали фразы и слова, которые должен был произнести Александр Кузнецов вместо тех, что произносил ранее.

    Надежда Семенцова, жена Ричарда, была на нас сердита, и справедливо сердита, потому что для нее важнейшей была память о муже.

    В конце концов фильм закончили, он вышел в нескольких копиях, и его никто не видел. Правда, в последние год-два его показали по телевидению…


    Источник материалов - сайт www.mielofon.ru



    Из воспоминаний вдовы режиссера Надежды Мефодиевны:




    Вспомнили вручение Викторову международного приза за фильм "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Весь зал был уверен, что картина достойна Золотого приза, но объявили о присуждении Серебрянного. Зал выразил полное недоумение. Но через паузу взорвался громом аплодисментов. Ричард тихо сказал: "Вот оно наше "золото". Эти восторженные глаза и улыбки детворы".

    На банкете журналистка из США Мириам Мортон, женщина маленького роста, очень темпераментная, в красном платье возмущенно доказывала, что это присуждение премии несправедливо, что фильм достоин Платины. Позже она писала об этом в своих статьях. Было горько и досадно читать их. А какая горечь осталась в детских душах - детское жюри сделало так, как требовали взрослые...

    Во время пресс-конференции с участниками фестиваля транслировалась телепередача о стыковке кораблей "Союз-Аполлон". Это удивительно совпало с выступлением Ричарда Викторова, который сказал: "Прежде всего, мы счастливы, что наши картины "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" демонстрировались на следующий день после взлета нашего "Союза-19" и в день взлета "Аполлона". Мы не думали, что мы будем столь современны, хотя снимали фантастику. И поэтому для нас особенно близок девиз Международного кинофестиваля "За мир и дружбу между народами, за гуманизм". Наша студия - это студия детских и юношеских фильмов. Мы делаем сейчас двадцать фильмов в год. Но наши картины "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной" были первым экзаменом на поприще производства научно-фантастических фильмов. Для нас всех , для нашей группы это было впервые. Это был эксперимент и для нас и для студии. Я сегодня хотел бы выразить благодарность за большую терпимость студии к нашей группе, в связи с тем, что у нас были и успехи, и свои какие-то грустные моменты, связанные с производством. Тем не менее, студия терпимо, даже очень терпимо, относилась к группе, чтобы создать эти первые два фильма. Я повторяю: для нас это было впервые, и мы счастливы, что мы смогли выйти с этими экспериментальными картинами на международный кинофестиваль.

    Для нас эта тема, о которой мы рассказываем в наших двух фильмах, была очень важной, потому что мы считаем, что с детьми необходимо разговаривать серьезно. Мы можем говорить с юмором, с иронией, но обязательно, в конечном счете, мы должны все вести к мысли о том, что дети - те, которых мы воспитываем сегодня, они будут жить завтра и создавать то общество, о котором мы мечтаем. Наши мечты сегодняшние, они должны завтра превратить в жизнь. Поэтому сегодня мы относимся к воспитанию детей очень серьезно. Мы шутим с ними, говорим им добрые слова, но, в то же время, напоминаем им о трудностях жизни. В наших картинах был и юмор, была ирония и, в какой-то момент большая грусть. Потому что, повторяю, с детьми нужно разговаривать серьезно.

    Пресс-конференция такая серьезная, так много народу, и, конечно, каждый из нас волнуется неимоверно, не менее, наверное, чем наши космонавты, когда производили стыковку "Союз-19" -"Аполлон", а мы смотрели на них. Поэтому - все, что я хочу сегодня сказать - это спасибо, большое спасибо! Спасибо за внимание!"

    Чуть позже в кулуарах Ричарду рассказали, что кто-то из американских космонавтов до полета перенес инфаркт, но справился с ним так, что врачебная комиссия вынуждена была признать его годным к полету. Ричард ликовал: " Надежда есть, отлично! Мы еще поборемся во славу Отчизны! Ха-ха!" Этот случай стал для него как бы моральной поддержкой. Это означало - можно увеличить сложность задуманного. Обретя крылья, он сделал новый рывок - в неизведанное. Это были фильмы "Обелиск" и "Через тернии к звездам…


    САЙТ, посвященный Ричарду Викторову





    Фильмография:

    Режисcерские работы:


    1. Впереди - крутой поворот - 1960 (Киноповесть)
    2. Третья ракета - 1963 (Военный)
    3. Любимая - 1965 (Мелодрама)
    4. Переходный возраст - 1968 (Киноповесть)
    5. Переступи порог - 1970 (Мелодрама)
    6. Москва - Кассиопея - 1973 (Фантастика / фэнтези)
    7. Отроки во вселенной - 1974 (Фантастика / фэнтези)
    8. Обелиск - 1977 (Киноповесть)
    9. Через тернии к звездам - 1980 (Фантастика / фэнтези)
    10. Комета - 1983 (Фантастическая комедия)

    Написал сценарии:

    1. Обелиск - 1977 (Киноповесть)
    2. Через тернии к звездам - 1980 (Фантастика / фэнтези)
    3. Комета - 1983 (Фантастическая комедия)





    7 ноября 1929 года – 8 сентября 1983 года




    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Все статьи

    имя или фамилия

    Логин:

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:




    ::
    © Разработка: Евгений Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»