"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Режиссура

    Гончаров Андрей Александрович



    Российский театральный режиссёр
    Народный артист СССР (1977)
    Герой Социалистического Труда (1988)
    Лауреат Государственных премий СССР (1977, 1984) и Российской Федерации (1998)





    Андрей Гончаров родился 2 января 1918 года в селе Синицы Зарайского района Московской области.

    Дед Гончарова по материнской линии служил управляющим графа Келлера, которому принадлежало село Синицы, где родился и рос сам Андрей. Все его детство было связано с рекой и лесом, поэтому Андрей Александрович очень хорошо знал деревню и любил природу. Каждое лето он проводил на берегу Оки, на даче в деревне Притыки, где мог дважды утонуть, но, преодолев страх, переплыл реку в первый раз в возрасте семи лет.

    Позже семья Гончаровых переехала в Москву и поселилась в доме в Брюсовском переулке. Отец Андрея вел уроки фортепиано в Филармоническом училище (будущем ГИТИСе), параллельно работал концертмейстером в Большом театре, а мама была профессиональной актрисой. Денег семье постоянно не хватало, и для того, чтобы как-то пополнить семейный бюджет, она организовала детскую театральную студию.

    Андрей с трехлетнего возраста начал учиться игре на фортепиано под руководством отца, а потом активно занимался в маминой студии. Он играл в ее спектаклях главные роли, читал стихи. Когда приходили гости, среди которых бывали А.Дикий, В.Ратомский, Л.Баратов, художники и артисты цыганского театра, маленького Андрюшу ставили перед гостями, после чего он спрашивал: "Читать с "выражением"? А потом объявлял: "Виктор Гюго" и картаво декламировал:

    За баррикадою, на мостовой старинной,
    Что кровью смочена преступной и невинной...


    Однажды в мамину студию привели пятилетнюю Веру Жуковскую, мечтавшую стать актрисой, и мальчик влюбился. Несмотря на возраст, влюбился серьезно, по-настоящему. Как нередко говорил Андрей Александрович, его судьбу определили две женщины: мать и супруга Вера Николаевна.

    В школе Андрей учился не слишком хорошо, особенно он не любил математику, геометрию и любые точные науки. Зато увлекался литературой, посещал школьный театральный кружок, в котором вместе с ним занимались Л.Целиковская, Л.Леонидов и известный впоследствии театровед Вл.Блок. Гончаров не пропускал ни одной театральной премьеры, знал и пел наизусть оперный репертуар Большого театра. Часто бывал в Театре Ф.Каверина, видел все спектакли Мейерхольда, но больше всего полюбил Малую сцену МХАТа на Тверской, где формировалась Вторая студия Художественного театра, и в постановках театра играла замечательная плеяда русских актеров - Н.Хмелев, А.Тарасова, В.Орлов, А.Степанова, О.Андровская, Б.Ливанов и Н.Комиссаров.

    Первая попытка Гончарова поступить в ГИТИС на режиссерский факультет в 1936 году окончилась неудачей - требовался двухлетний стаж работы в театре. Однако замечательный артист В.Белокуров, заметив Андрея на режиссерских экзаменах и оценив его талант, предложил ему попробовать свои силы на актерском курсе, который тогда набирал Василий Топорков. Поскольку выбора не оставалось, Гончаров сдал экзамен и был принят.

    Василий Осипович Топорков ходил репетировать к Станиславскому домой, в Леонтьевский переулок, и после рассказывал студентам все, что говорил ему Константин Сергеевич, показывал этюды, которые они делали. "Один-единственный раз посчастливилось побывать на репетиции самого Константина Сергеевича, - вспоминал Андрей Александрович, - и эта репетиция в Леонтьевском осталась в памяти на всю жизнь". Много позже Гончаров говорил: "Умение работать с человеком, с артистом - самое важное для режиссера, первый урок этому я получил на репетиции Станиславского".

    Посчастливилось Гончарову присутствовать и на репетициях Владимира Немировича-Данченко. И опять это был урок, на этот раз стиля музыкальной культуры.

    Проучившись год на актерском курсе, Гончаров решил вновь поступить на режиссерский факультет. На этот раз попытка оказалась удачной. Андрей попал в одну из групп, которую возглавил Николай Михайлович Горчаков. Николай Михайлович к тому времени был уже известным режиссером, одним из ближайших помощников Станиславского и Немировича-Данченко и только начинал свою педагогическую деятельность. Таким образом, группа будущих режиссеров стала его первыми учениками и, занимаясь со студентами, он многому учился сам. "Горчаков стремился развивать в нас способность к широте образного мышления, - вспоминал Гончаров. - Он заставлял нас выбирать для работы отрывки из произведений разных жанров и искать способы стилистического изложения материала. Причем призывал нас мыслить масштабно, небуднично, немелко. И по этой причине поощрял выбор трудных отрывков. Все это для режиссера чрезвычайно важно. Если постановщик не владеет мастерством отыскания нужного ключа к пьесе или не умеет пользоваться этим ключом при воплощении, он всю жизнь будет ставить под разными названиями один и тот же спектакль".

    Андрей был самым молодым на курсе. Все его однокашники были на пять-шесть лет старше, и многие всерьез не воспринимали его как режиссера. Зато как актера хвалили и даже предлагали роли. Поэтому в 1940 году, когда пришло время дипломного спектакля, Андрей, чтобы не уезжать из Москвы, решил устроиться в какой-нибудь театр актером. Найти работу сразу не удалось. Помогла начинающему режиссеру Мария Николаевна Овчинникова, которая преподавала на курсе Горчакова актерское мастерство. Она познакомила Андрея со своим мужем, Василием Александровичем Орловым, бывшим в то время заведующим труппой МХАТ, и тот решил показать Гончарова Владимиру Немировичу-Данченко.

    После просмотра Гончарову сообщили, что он принят. Однако руководитель курса Николай Горчаков, каким-то образом узнав о случившемся, подошел однажды к Андрею и произнес: "После того, как защитите диплом - можете поступать хоть в дворники! А сейчас вы отправитесь не в МХАТ, а на периферию - ставить дипломный спектакль". И Гончаров отправился в Иваново, в местный драматический театр."Когда я изложил свой режиссерский замысел: ставить водевиль по мотивам пьесы Корнейчука "В степях Украины", - рассказывал Гончаров, - к театру подъехала машина, и меня увезли в местное отделение НКВД. "Это что же, маршал Буденный - водевильный персонаж? - спросили меня грозно. Я долго пытался что-то объяснить, и в результате, как ни странно, спектакль был поставлен и прошел довольно успешно".

    Когда началась Великая Отечественная война, в ГИТИСе был сформирован Коммунистический батальон Красной Пресни. Многие, в том числе Гончаров, пытались в него попасть. Андрей Гончаров рассказывал: "Каждый из нас был убежден, что все это - на две-три недели. А затем наступит победа. Мы пели тогда песню "Уходили комсомольцы на последнюю войну". Мы были убеждены, что она - последняя".

    Боевое крещение Гончаров принял под Вязьмой. Через три дня боев от тысячи человек осталось чуть больше ста. Остатки батальона отвели под Ярцево на переформирование. Андрей Гончаров оказался во взводе конной разведки 4-го кавалерийского казачьего корпуса. В его составе он участвовал в битве под Москвой на Истринском и Ельнинском направлениях. В одном из боев получил сразу два ранения, был вынесен товарищами с поля боя и отправлен в госпиталь. После госпиталя из-за тяжелого ранения Гончарова демобилизовали. Узнав о том, что в ГИТИСе образовалась фронтовая бригада, он направился туда и включился в работу входившей в нее группы студентов, принятых в институт, но из-за войны так и не начавших учиться. Возглавлял их будущий народный артист и заслуженный мастер спорта, легендарный телерадиокомментатор Николай Озеров. С концертами выступали на вокзалах, эвакопунктах, в госпиталях, в воинских частях, уходивших на фронт.

    В 1942 году Гончарову предложили стать директором и режиссером Первого фронтового театра, образованного при Всероссийском театральном обществе. В состав труппы входили многие не уехавшие в эвакуацию известные артисты, среди которых были и народные, и заслуженные, немало проработавшие на сцене: Н.Рыбников, Н.Белевцева, М.Юдина, Е.Найденова, П.Леонтьев, В.Лебедев, С.Чернышев, А.Карцев, А.Дегтярь и С.Филиппов. Однако это не помешало 23-летнему режиссеру, не имевшему опыта работы в театре, осуществить свои первые постановки: "Рузовский лес" К.Финна, "Женитьба Белугина" и "Правда хорошо, а счастье - лучше!" А.Островского, "Жди меня" К.Симонова, "Укрощение укротителя" Д.Флетчера.

    Летом 1942 года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года Первый фронтовой театр ВТО представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота. Последний выезд Гончарова в действующую армию связан со 2-м Белорусским фронтом, где театр выступал в городах Домброво и Белосток. В конце 1944 года Гончаров получил приглашение Горчакова, вернувшегося в Театр Сатиры, стать его помощником. Его первой постановкой стала уже знакомая ему "Женитьба Белугина", работу над которой он начинал сначала под руководством Бориса Добронравова. Однако Борис Георгиевич заболел, и репетировать молодому режиссеру пришлось самостоятельно. Премьера прошла успешно, и Гончаров стал штатным режиссером Театра Сатиры, где поставил еще несколько спектаклей, в том числе спектакли "Вас вызывает Таймыр" А.Галича и К.Исаева в 1948 году и "Женихи" осетинского драматурга А.Токаева в переводе замечательного комедиографа В.Шкваркина в 1951 году.

    В это же время Гончарова пригласили на преподавательскую работу сначала на актерский факультет к В.А.Орлову, а потом на режиссерский к Н.М.Горчакову. В ГИТИСе Андрей Александрович работал до последних дней, был профессором, заведующим кафедрой.

    Знаменательным событием в жизни Андрея Александровича была совместная работа и многолетнее общение с Андреем Михайловичем Лобановым, которого он всегда считал своим главным и любимым учителем. О работе с ним Гончаров мечтал давно, и вскоре эта мечта осуществилась. В 1947 году художественный руководитель Театра имени Ермоловой Андрей Лобанов пригласил его в свой театр сначала на постановку, а в 1949 году зачислил и в штат. Первым спектаклем Гончарова в Ермоловском стала пьеса Тирсо де Молины "Благочестивая Марта" в 1949 году. Затем Гончаров поставил еще один спектакль - пьесу А.Арбузова "Европейская хроника" в 1953 году, но после увольнения из театра А.М.Лобанова, в знак протеста покинул театр и он.

    Демонстративный уход Гончаров из Театра имени Ермоловой закрыл перед ним двери многих московских театров. В это время он получил приглашение Пырьева попробовать свои силы в кино. Однако вскоре понял, что режиссура театра и режиссура кино - две совершенно разные профессии. Параллельно ему было поручено художественное руководство Театром-студией киноактера, на сцене которого Андрей Александрович поставил пьесу Островского "Дикарка" с участием Тамары Макаровой, Нонны Мордюковой и Сергея Мартинсона.

    После окончания так и не сложившейся кинокарьеры наступил период "безвременья". Гончарову, не нашедшему работы в Москве, пришлось уехать в Алма-Ату, где он приступил к работе над постановкой Фестиваля казахской национальной культуры. Однако вскоре в Москве на Спартаковской улице был открыт новый театр - Московский драматический, и в 1957 году Андрей Александрович получил приглашение стать его художественным руководителем и главным режиссером.

    В этом театре Гончаров проработал восемь лет и на протяжении всего этого срока был предоставлен сам себе, в полной мере ощутив творческую свободу. Именно здесь, по его мнению, он и сформировался как режиссер. Им были поставлены спектакли "Вид с моста" А.Миллера в 1959 году, "Закон зимовки" Б.Горбатова в 1960 году, "Волнолом" Ю.Эдлиса и "Третья голова" М.Эме в 1961 году, а после переезда в новое помещение на Малой Бронной, давшее театру его нынешнее название, - "Аргонавты" Ю.Эдлиса в 1962 году, "Мятеж неизвестных" Г.Боровика в 1963 году, "Жив человек" В.Максимова в 1964 году, "Визит дамы" Ф.Дюрренматта и "Физики и лирики" Я.Волчека в 1965 году.

    В Театре на Малой Бронной работала также супруга Андрея Александровича – актриса Вера Жуковская. В 1951 году у Андрея Гончарова и Веры родился сын Алексей.

    После ухода из Театра на Малой Бронной Гончаров осуществил постановку спектакля "Бег" Булгакова в 1967 году в Театре имени Ермоловой. Впоследствии Андрей Александрович еще не раз возвращался к булгаковскому "Бегу", ставя его на сценах Словенского национального театра драмы в Любляне в 1976 году и Национального театра имени И.Вазова в Софии в 1977 году и в 1978 году на сцене Театра имени Маяковского.



    Московский театр имени Владимира Маяковского Гончаров возглавил в 1967 году. В этом театре прошла большая часть его творческой деятельности. Этим театром Андрей Александрович руководил до своей кончины. Гончаров принимал театр после смерти главного режиссера, выдающегося мастера Николая Павловича Охлопкова. Театр находился в плачевном состоянии, репертуарный портфель был пуст, зрительный зал зачастую пустовал. Репетировалась только пьеса "Звонок в пустую квартиру" Д.Угрюмова, а на сцене шел лишь один "живой", по словам Гончарова, спектакль - "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина.

    В новых постановках Гончарова в полную силу проявились его характерные творческие черты - яркая, энергичная режиссура, стремление к обострению конфликтов, выявлению скрытых пружин драматического действия. Он поставил спектакли, ставшие замечательным явлением театральной жизни - "Два товарища" В.Войновича в 1968 году, "Дети Ванюшина" С.Найденова в 1969 году, "Конец книги шестой" Е.Брошкевича в 1969 году, "Мария" А.Салынского и "Трамвай "Желание" Т.Уильямса в 1970 году, "Банкрот, или свои люди - сочтемся" в 1974 году, "Венсеремос!" Г.Боровика в 1976 году, "Леди Макбет Мценского уезда" Н.Лескова в 1979 году и "Молва" А.Салынского в 1982 году. При всей несхожести эти спектакли отличала масштабность замысла, острая современная мысль, публицистический темперамент, высокая постановочная культура. И главное и наиболее характерное для режиссуры Гончарова - обостренное внимание к духовному началу в человеке, стремление раскрыть характер через действие, поступок.



    Сверхзадачу возглавляемого театра Гончаров формулировал как желание говорить со зрительным залом о том, что его глубоко волнует сейчас, сегодня, и говорить так, чтобы вселить веру в высокое призвание человека. Гончаров сумел не только значительно обновить и расширить репертуар театра, но и по-новому раскрыть творческий потенциал актеров старой, охлопковской школы. Он пригласил многих молодых актеров, привлек к сотрудничеству талантливых драматургов, режиссеров, художников. В театре сложился замечательный актерский коллектив: Г.Анисимова, Е.Байковский, Э.Виторган, Н.Волков, Н.Гундарева, Т.Карпова, И.Кашинцев, И.Костолевский, А.Лазарев, А.Лобоцкий, С.Немоляева, И.Охлупин, О.Прокофьева, Е.Симонова, Н.Тер-Осипьян, А.Фатюшин, М.Филиппов, О.Яковлева.



    Помимо упомянутых спектаклей , в Московском театре имени Владимира Маяковского Гончаров осуществил следующие постановки: "Три минуты Мартина Гроу" Г.Боровика в 1971 году, "Человек из Ламанчи" Ф.Вассермана и Д.Дэриона и "Дума о Британке" Ю.Яновского в 1972 году, "Характеры" В.Шукшина в 1973 году, "Неопубликованный репортаж" Р.Ибрагимбекова в 1974 году, "Беседы с Сократом" Э.Радзинского в 1975 году, "Старомодная комедия" А.Арбузова и "Проводы" И.Дворецкого в 1975 году, "Долгожданный" А.Салынского в 1976 году, "Да здравствует королева, виват!" Р.Болта и "КПД одержимости!" Я.Волчека в 1977 году, "Возвращение неизвестных" С.Караса в 1979 году, "Аморальная история" Э.Брагинского и Э.Рязанова в 1980 году; "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, "Колокола Хатыни" В.Быкова, "Диалоги" А.Володина и "Кошка на раскаленной крыше" Т.Уильямса в 1981 году, "Агент 00" Г.Боровика и "Островитянин" А.Яковлева в 1984 году, "Театр времен Нерона и Сенеки" Э.Радзинского в 1985 году, "Завтра была война" Б.Васильева в 1986 году, "Закат" И.Бабеля в 1988 году, "Наливные яблоки, или Правда хорошо..." А.Островского в 1989 году, "Виктория" Т.Реттигана и "Горбун" С.Мрожека в 1991 году, "Жертва века" А.Островского в 1994 году, "Театральный романс" ("Кукушкины дети") А.Толстого в 1995 году.



    На сцене Государственного академического Малого театра им поставлены спектакли "Опасный спутник" А.Салынского в 1954 году и "Когда горит сердце" В.Кина в 1957 году, а также "Дети Ванюшина" по пьесе С. Найденова в Словенском национальном театре драмы в Любляне в 1974 году. "Свои спектакли не смотрю никогда, - признавался Андрей Александрович. - Меня в них все не устраивает. Сразу хочется все переделать и изменить. Момент отрицания и пересмотра естественен, меня он преследует всю жизнь".



    Еще одна сфера деятельности, которой очень дорожил Андрей Александрович, - многолетняя педагогическая работа на режиссерском факультете ГИТИСа. За сорок лет преподавательской деятельности он подготовил сотни режиссеров и актеров, работающих едва ли не во всех театрах страны, а также в Литве, Казахстане, Туркмении, Польше, Китае, и даже на Кубе. Среди них - артисты Анатолий Папанов, Евгений Леонов и Владимир Андреев.

    Многие годы Гончаров являлся секретарем Союза театральных деятелей, а также председателем Комиссии Правительства Москвы по премиям.

    Его перу принадлежат книги "В поисках выразительности" и "Режиссерские тетради", а в 1997 году в издательстве "Искусство" увидела свет двухтомная книга "Мои театральные пристрастия", в которой Андрей Александрович на собственном опыте прослеживал закономерности творческого процесса, подвел итог своей многолетней творческой деятельности.

    Андрей Александрович Гончаров скончался 7 сентября 2001 года после тяжелой и продолжительной болезни.



    Андрей Гончаров был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Текст подготовил Андрей Гончаров

    Использованные материалы:

    Материалы сайта www.peoples.ru


    Постановки в театре:



    «Рузовский лес» К.Я Финна
    1945 — «Женитьба Белугина» А.Н.Островского (Московский театр Сатиры)
    1948 — «Вас вызывает Таймыр» А.А.Галича и К.Ф.Исаева
    «Правда хорошо, а счастье — лучше !» А.Н.Островского
    «Жди меня» К.М.Симонова
    «Укрощение укротителя» Дж.Флетчера
    1969 — «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова
    1970 — «Трамвай „Желание“» Т.Уильмса
    1971 — «Мария» А.Д.Салынского
    1972 — «Человек из Ламанчи»
    1974 — «Банкрот» А.Н.Островского
    1975 — «Беседы с Сократом» Э.С.Радзинского
    1976 — «Venceremos !» Г.А.Боровика (совместно с А.В.Ромашиным)
    1977 — «Да здравствует королева, виват!» Р.Болта
    1978 — «Бег» М.А.Булгакова
    1979 — «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова
    1981 — «Жизнь Клима Самгина» М.Горького; «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса
    «Молва» А.Д.Салынского
    1985 — «Театр времен Нерона и Сенеки» Э.С.Радзинского
    1985 — «Завтра была война» Б.Л.Васильева
    1988 — «Закат» И.Э.Бабеля
    1989 — «Наливные яблоки» по А.Н.Островскому
    1994 — «Жертва века» по А.Н.Островскому
    1997 — «Как вам это полюбится» по У.Шекспиру


    Режиссер в кино:

    1990 - Завтра была война (фильм-спектакль)
    1989 - Кошка на раскаленной крыше (фильм-спектакль)
    1986 - Жизнь Клима Самгина (фильм-спектакль)
    1981 - Родственники (фильм-спектакль)
    1979 - Интервью в Буэнос-Айресе (фильм-спектакль)
    1978 - Старомодная комедия (фильм-спектакль)
    1967 - Мы - мужчины (фильм-спектакль)
    1966 - Кола Брюньон (фильм-спектакль)





    2 января 1918 года – 7 сентября 2001 года


    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Все статьи

    имя или фамилия

    Логин:

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»