"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Поэзия

    Михалков Сергей Владимирович



    Поэт



    Герой Социалистического Труда (1973)
    Кавалер ордена Святого Андрея Первозванного (13 марта 2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность
    Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (13 марта 2003) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
    Кавалер ордена Почёта (13 марта 1998) — за большой личный вклад в развитие отечественной многонациональной культуры
    Кавалер ордена Дружбы народов (20 февраля 1993) — за большой личный вклад в развитие литературы и искусства, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность
    Кавалер ордена ордена Ленина (1939, 1963, 1973, 1983)
    Кавалер ордена Октябрьской Революции (1971)
    Кавалер ордена Красного Знамени (1945)
    Кавалер ордена Отечественной войны I степени (1985)
    Кавалер ордена ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1988)
    Кавалер ордена Красной Звезды (1943)
    Кавалер ордена Святого Сергия Радонежского (РПЦ, 1993)
    Кавалер ордена Святого Благоверного царевича Дмитрия (РПЦ, 1998).
    Лауреат Ленинской премии (1970)
    Лауреат Государственной премии СССР (1978)
    Лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1950)
    Лауреат Государственной премии РСФСР (1977)





    Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве.

    Его отец Владимир Александрович Михалков был потомком дворянского рода. Документы свидетельствуют, что Михалковы - древний русский род. Первый постельничий молодого царя Михаила Федоровича — Константин Иванович Михалков был наместником трети Московской и умер в 1628 году. Федор Иванович Михалков служил воеводой в Романове, Тотьме и Чебоксарах. В 1613 году «за службу против польских и литовских людей» и за «московское сидение» ему была пожалована вотчина «по приговору» боярина князя Дмитрия Трубецкого и князя Дмитрия Пожарского.

    Дмитрий Васильевич Михалков, умерший в 1684 году, за свою сорокалетнюю службу Отечеству участвовал во многих походах во время русско-шведской и русско-польской войн середины XVII века.

    Прапрадед писателя, его полный тезка Сергей Владимирович Михалков родившийся в 1789 году, в составе знаменитого Семеновского полка дослужился от унтер-офицера до чина подпоручика, сумев отличиться в сражениях против Наполеона под Аустерлицем в 1805 году и при Фридланде в 1807 году, был награжден несколькими боевыми орденами России.

    Прадед поэта Владимир Сергеевич Михалков, родившийся в 1817 году, открыл новую страничку в истории семьи — теперь уже не в военной сфере, а в области культуры. Окончив Дерптский университет (ныне город Тарту), он посвятил себя деятельности в сфере народного образования и в течение долгих лет был почетным смотрителем Ярославской губернской гимназии.

    Примечательна и родословная Сергея Михалкова по материнской линии. Мать его, Ольга Михайловна (урожденная Глебова), происходила из семьи, тоже далеко не чуждой военной и государственной службе. Так, прапрадед писателя, Михаил Петрович Глебов, участник Отечественной войны 1812 года, в 1814 году был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» в знак особого отличия в сражении против французов при Гельзберге. Такую же награду за верную службу в войне 1812—1814 годов получил и другой прадед Ольги Михайловны — майор Григорий Михайлович Безобразов.

    Сергея Михалкова назвали в честь его прадеда. У Сергея было два брата — Михаил и Александр. Михаил Михалков работал в системе НКВД, впоследствии также стал известным советским писателем, печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых.

    Раннее детство Сергея Михалкова прошло в имении Назарьево в Подмосковье, принадлежавшем знакомым родителей Яковлевым. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование братья получили дома: для этого была приглашена немка-гувернантка Эмма Ивановна Розенберг, заложившая в детей не только основы строжайшей самодисциплины, но и обучившая их немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве они могли читать Шиллера и Гете в подлиннике. Даже спустя более полувека Сергей Владимирович Михалков блистательно выступал с докладами на немецком о детской литературе на различных международных форумах.



    В обычную школу Сергей Михалков пошел с четвертого класса после переезда семьи в Москву. С 1933 года имя Сергея Михалкова не сходило со страниц центральной прессы, его произведения печатались в «Огоньке», «Известиях», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве» и «Правде». В том же году он стал внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия» и членом Московского группкома писателей. К этому времени относилось и начало его долголетней дружбы с писателем Львом Кассилем и замечательными мастерами эстрады Риной Зеленой и Игорем Ильинским, в чьем исполнении со сцены и по радио началось триумфальное шествие детских стихов Михалкова по всей стране.



    Сергей Михалков.1940-е годы.

    Рина Зеленая вспоминала: «Ничего не записано, а эту встречу помню почему-то совершенно отчетливо. Произошла она на теннисных кортах водного стадиона «Динамо»… Ко мне подошел очень длинный, очень молодой человек и, заикаясь, но без смущения сказал:

    - Мне надо с вами поговорить.

    - Ну, что вы мне будете говорить?

    - Я ничего не буду, — ответил он, сильно заикаясь. — Я хочу, чтобы вы со сцены читали мои стихи.

    Он протянул мне тоненькую тетрадку со стихами. Я тогда только недавно стала рассказывать о детях, но уже получала много писем с сочинениями, написанными так плохо, так безвкусно, что было тошно читать. Но я всегда прочитывала все до последней точки, веря в чудеса.

    И тут я взяла листочки, отвернулась от него на скамейке и стала читать. И вдруг прочла прекрасные стихи настоящего поэта, современные, детские.

    Я повернулась к нему, увидела симпатичное молодое лицо, вылезающие из коротких рукавов старенького пиджака длинные руки и сказала строго:

    - Да, стихи хорошие. Я буду их читать…

    В 1935 году пионерский отдел Московского городского комитета комсомола предложил поэту участвовать в конкурсе на пионерскую песню. Чтобы получить соответствующий творческий импульс и найти нужную тему, предстояло в одном из пионерских лагерей Подмосковья провести с ребятами около месяца. Из поездки поэт привез три пионерских песни и несколько веселых стихотворений для детей. Отнес их в журнал «Пионер», редактором которого был страстный пропагандист детской литературы, писатель и журналист Борис Ивантер. Одно стихотворение, «Три гражданина», вскоре было напечатано, и тогда, окрыленный успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Первая публикация состоялась в №7 журнала «Пионер» за 1935 год. С тех пор тиражи изданий «Дяди Стёпы» давно перевалили за двадцать миллионов экземпляров.

    Прочитав поэму, Ивантер мне сказал:

    - Ну вот! Теперь вы начали всерьез писать для детей. Надо бы вас познакомить с Маршаком.

    Сергей Михалков о встрече с Маршаком рассказывал:

    - Самуил Яковлевич принял меня сразу же. И «Дядю Стёпу» прочитал при мне. Таков уж был стиль работы в этой редакции, где каждого нового человека встречали так, будто его самого и его рукопись давно уже поджидали. Разговор с Маршаком мне хорошо запомнился. И если впоследствии я не счел своего «Дядю Стёпу» случайным эпизодом в литературной работе, а продолжал трудиться для юного читателя, — в этом, может быть, прежде всего заслуга Самуила Яковлевича Маршака.



    За «Дядю Стёпу» он похвалил меня, но одновременно и пожурил, объяснив, что мой добрый великан должен еще подрасти духовно. Юмор детских стихов, говорил он, заблистает еще ярче, если не побояться дать простор лирическому чувству. Лирика, как и юмор, одинаково необходимы в детских стихах.

    Высказав мне несколько точных, проницательных суждений, он обычно добавлял в конце:

    - И никогда не забывайте, голубчик, что по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить, но и мыслить, чувствовать».



    Когда Сергею Михалкову было 23 года, он влюбился в девушку из Литинститута. Ее звали Светлана, и она не отвечала юному писателю взаимностью. Он пообещал ей, что напишет стихотворение в ее честь и опубликует его в завтрашнем номере «Известий». Она не поверила, а стихотворение уже было написано и стояло в полосе. Михалкову оставалось лишь дойти до редакции газеты и изменить заголовок «Колыбельная» на заголовок «Светлана». Однако, Светлана не прониклась чувствами к Михалкову. Но проникся Сталин. Он прочел в «Известиях» стихотворение и был так растроган, что попросил связаться с автором и выяснить, не нуждается ли он в какой-нибудь помощи. Дочь Сталина тоже звали Светланой.

    Первой женой Сергея Михалкова стала Наталья Петровна Кончаловская - писательница, внучка художника Сурикова. «Все случайное оказывается закономерным, - рассказывал Михалков. - В 1936 году меня пригласили в дом Петра Петровича Кончаловского. И там я встретил Наталью Петровну. Она была старше меня на 10 лет. Мне было 23 года, ей - 33. Я уже писал, печатался, у меня вышел первый вариант «Дяди Степы». В общем, я влюбился. С приятелем уехал в Харьков и оттуда из гостиницы позвонил ей в Москву со словами: «Я не могу без тебя. Я возвращаюсь к тебе с тем же вопросом: пойдешь ли ты за меня замуж?» Она согласилась. Я ей тоже чем-то нравился. Молодой, успешный... Мы стали жить вместе. Друг другу читали то, что мы пишем. Она меня критиковала, я ей давал советы...»

    Наталья Петровна умерла в 85 лет, рядом с Сергеем Владимировичем остались приемная дочь Катя и сыновья Андрей и Никита.



    Сергей Михалков читает сыну Андрею

    В 83 года Сергей Владимирович женился второй раз на Юле Субботиной, дочке академика, на 40 лет моложе его.

    - Мало кто из писателей женится в 83 года на молодой 35-летней женщине, - говорил Сергей Владимирович Михалков. - Обычно это носит характер такой, знаете: молодая женщина решила выйти замуж за академика, потому что он скоро помрет и ей останется громаднейшее наследство. Но про меня больше разговоры, что я состоятельный человек. У меня много книжек выходит, но за детские книги очень мало платят. В нашей истории деньги не играли абсолютно никакой роли. Познакомились мы с Юлей случайно - в летнем кафе. Уступил ей за столиком место. Мы разговорились. Она на меня произвела впечатление. Потом я ей позвонил. Мы стали встречаться сначала по-дружески. Занимались общими делами. Она очень организованный, внимательный человек. Юля в то время окончила МИФИ и была аспиранткой, готовила кандидатскую диссертацию. Я просто сказал: «Давай зарегистрируемся, чего так встречаться!» Мол, на тебя люди смотрят, интересуются, с кем это Михалков пришел обедать в ресторан. И я предложил: «Давай с тобой сделаем семью». Она согласилась. Я беспокоился, конечно, что родители ее будут против. Но потом мы познакомились с родителями - все было нормально.



    В 1944 году правительство СССР приняло решение о смене старого гимна «Интернационал». Михалков и его соавтор Г.Эль-Регистан стали авторами его текста, победив на всенародном конкурсе. В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создал вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР, в которой отсутствовало упоминание имени Сталина.

    После того, как Михалков написал гимн и стал лауреатом множества наград, ему предоставили пятикомнатную квартиру на Поварской. Он осуществил свою мечту - купил книжный шкаф красного дерева. В то же время его сын Никита осуществил другую свою мечту - раздобыл перочинный нож. Однажды Сергей Михалков зашел в свой кабинет и увидел, как Никита Михалков, высунув язык от усердия, заканчивает вырезать на поверхности шкафа свое имя.



    «Ну что мне было тут делать? Дать ему затрещину? Нет, в нашей семье рукоприкладство было абсолютно исключено». Михалков просто подошел к сыну и сказал: «Это мой шкаф. И ты должен вырезать на нем не имя «Никита», а имя «Сережа»...

    После войны Михалков продолжил литературную деятельность, работал в разных жанрах детской литературы, создавал пьесы для детских театров и сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты фильмы «Большое космическое путешествие» (по пьесе «Первая тройка, или Год 2001»), «Три плюс два» (по пьесе «Дикари»), «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие картины. В 1962 году Михалков выступил автором идеи и организатором сатирического киножурнала «Фитиль». Он активно работал над созданием киножурнала и писал сценарии для отдельных эпизодов.



    С 1960-х годов Сергей Михалков стал общественным деятелем в области литературы. Он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР, 1-го секретаря правления Московской организации СП РСФСР и председателя правления СП РСФСР с 1970 года. Он также был депутатом Верховного Совета СССР 8-11 созыва.



    С 1992-го по 1999-й годы Михалков был сопредседателем Исполкома Сообщества Писательских Союзов. В 2005 году писатель занимал пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает по разным оценкам около 300 миллионов экземпляров.

    В 2000 началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Михалков сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», так как он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — говорил Михалков.

    В 2004 году Михалков стал одним из авторов «Самой большой в мире книги для малышей» в соавторстве с Сергеем Еремеевым, Владимиром Степановым и Андреем Тюняевым.

    Сергей Владимирович Михалков скончался 27 августа 2009 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



    О Сергее Михалкове был снят в 1998 году документальный фильм «История счастливого человека».





    Текст подготовил Андрей Гончаров

    Использованные материалы:

    Материалы сайта "Википедия"
    Материалы сайта www.peoples.ru


    Автобиография, написанная Сергеем Владимировичем.

    «Мой отец - В.А.Михалков, известный советский ученый в области промышленного птицеводства, хорошо знал и любил русскую литературу, любовь к ней он привил мне с юных лет. Он первый познакомил меня со стихами В.Маяковского, Д.Бедного, С.Есенина. Влияние именно этих поэтов наиболее сильно сказалось на моих детских и юношеских поэтических опытах. Но особенно любил я сказки Пушкина, стихи Некрасова и Лермонтова, басни Крылова.

    Коротая длинные зимние вечера, я выпускал домашний "литературно-художественный" журнал, был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором этого издания. Однако "напечататься по-настоящему" было моей заветной мечтой.

    Сочинив однажды сказку в стихах, я переписал ее печатными буквами, и направился в одно из московских издательств. С трепетом вошел я в помещение, в котором волнительно пахло типографской краской. Меня провели к "самому главному". Маленький, щуплый старичок в толстовке принял меня, как настоящего автора,- предложил сесть, мельком просмотрел мою рукопись и попросил оставить ее на несколько дней. На прощанье он протянул мне три рубля. Это был мой первый аванс! А спустя неделю я держал в дрожащих от волнения руках напечатанный на бланке ответ издательства, в краткой форме отклонявшего мою сказку про медведя, как непригодную для издания...

    Сколько еще таких писем получил я из разных редакций, пока, наконец, в июльской книжке журнала "На подъеме" (Ростов-на-Дону) не появились мои первые "по-настоящему" напечатанные стихи: это было восьмистрочное стихотворение "Дорога".

    "Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи", - писал мне, пятнадцатилетнему начинающему поэту секретарь редакции, высылая номер журнала.

    В том же 1928 году я был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей, и мои стихи стали появляться на страницах пятигорской газеты "Терек" (с 1927 года семья наша переехала на постоянное жительство в Пятигорск).

    В 1930 году я окончил пятигорскую среднюю школу. Мне исполнилось семнадцать лет. "Тебе надо начинать самостоятельную жизнь, - сказал мне отец. - Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше, работай. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!"

    Полный надежд, готовый преодолеть любые житейские невзгоды, я уехал из Пятигорска в Москву.

    В это время я продолжал писать довольно посредственные стихи, изредка печатался, но не имел возможности существовать на литературный заработок. В продолжение трех лет я работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, принимал участие в геолого-разведочных экспедициях в Восточный Казахстан и на Волгу. Мне была по душе дружная, кочевая жизнь изыскателей - жизнь, полная романтических неожиданностей, трудностей и приключений. Но заветной моей мечтой оставалось творчество.

    С 1933 года я стал печататься в столичной прессе, мои песни исполнялись на эстраде, передавались по радио. Некоторые из них получили премии на различных литературных конкурсах. Опубликованная в 1931 году в журнале "Огонек" песня "Марш эскадрилий" была перепечатана газетой "Правда".

    Молодые прозаики и поэты тридцатых годов принимали живое участие в работе заводских литературных кружков, выступали на страницах заводских многотиражек, в рабочих и студенческих аудиториях, по командировкам редакций газет выезжали на новостройки и колхозы страны. В эти годы у меня, как и у многих моих сверстников и товарищей по литобъединению при журнале "Огонек" и Литературному институту им. Горького, вырабатывалась внутренняя потребность всегда быть в гуще событий.

    Мои стихи в эти годы были похожи на стихи многих молодых поэтов, и я хорошо чувствовал и понимал, что не нашел еще своего голоса, что мне нужно еще много работать над собой, искать, дерзать и добиваться.

    Однажды я написал стихотворение для детей "Три гражданина", оно было напечатано в журнале "Пионер". Вскоре я написал второе, затем третье стихотворение. Родился веселый "Дядя Степа", появились "Мы с приятелем", "Упрямый Фома" и др. Знакомство, а потом и творческая дружба с писателями С.Я.Маршаком и К.И.Чуковским окончательно определили мою литературную судьбу.

    В 1937 году меня приняли в члены Союза советских писателей.

    Осенью 1939 года я был призван в армию и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Украину. В этом походе я впервые начал работать во фронтовой армейской печати. Это было началом моей литературной деятельности военного писателя-корреспондента.



    В первые дни Великой Отечественной войны я, как командир запаса, в числе многих писателей и поэтов, был мобилизован для работы в армейской печати. Работал на Южном фронте в красноармейской газете "Во славу Родины", затем в газете "Сталинский сокол". Выполняя задания своей редакции в действующей армии, я писал очерки, заметки, политические стихи, подписи под карикатуры, юмористические рассказы.



    В действующей армии. Северо-Западный фронт. 1942 год.

    Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-западного фронта. На борт самолетов погружали пачки листовок... Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам, в которых я стремился ободрить и призвать к беспощадной борьбе русских людей на оккупированной территории.

    Помню заголовки листовок: "Пусть не дрогнет твоя рука!", "Ты победишь!", "Не быть России покоренной!" Из этих публицистических стихотворений родилась впоследствии "Быль для детей" (1944).

    Мысль обратиться к басне подал мне один из старейших и замечательных мастеров русской литературы А.Н.Толстой. Прочитав как-то мои новые стихи для детей, он сказал: "Те твои стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора, тебе лучше всего удаются... Попробуй писать басни". Спустя некоторое время я написал свою первую басню. А.Н.Толстому басня понравилась. Я написал еще несколько. Одну из них напечатала газета "Правда". Это была басня "Лиса и бобер". Затем появились "Заяц во хмелю", "Две подруги", "Дальновидная сорока" и другие.

    С увлечением работал в области литературного перевода, мне посчастливилось донести до советских ребят звучание превосходных стихов польского поэта Ю.Тувима, а также написать русский текст к чешским операм Б.Сметаны "Проданная невеста" (1949) и А.Дворжака "Черт и Кача" (1956).

    В 1938 году на сцене Центрального Театра Юного Зрителя в Москве была показана моя первая пьеса для детей "Том Кенти". За двадцать последующих лет на сцене наших театров и театров стран народной демократии было поставлено пятнадцать моих пьес для юных и взрослых зрителей. Лучшие из них, на мой взгляд, "Красный галстук" (1947), "Веселое сновидение" (1946), "Я хочу домой!" (1949), "Зайка-Зазнайка" (1951), "Сомбреро" (1957) и сатирическая комедия "Раки" (редакция 1957 года).

    В апреле 1950 года партийной организацией Центрального детского театра я был принят в ряды КПСС.

    Трижды был удостоен звания лауреата Сталинской премии за "Стихи для детей" (1941), за сценарий кинокартины "Фронтовые подруги" (1942) и за пьесы "Я хочу домой" и "Илья Головин" (1949).

    Пробуя свои силы в различных жанрах литературы, сочиняя стихи и песни, пьесы и киносценарии, выступая на страницах газет с баснями и фельетонами, я всегда стараюсь писать так, чтобы мои произведения были близки, понятны и нужны советскому народу.



    За литературную работу правительство наградило меня орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды».






    13 марта 1913 года – 27 августа 2009 года

    Похожие статьи и материалы:

    Михалков Сергей (Документальные фильмы)
    Михалков Сергей (Цикл передач «Жизнь замечательных людей» )
    Михалков Сергей (Цикл передач «Линия жизни»)



    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!


    Михалков Сергей Владимирович (Поэзия)
    Это такое счастье, что в нашем детстве был Поэт Сергей Михалков и так обидно читать нелепые гадости о человеке, которого, просто уверена, читали и те, кто пишет их. Читали мы, читали наши дети, а теперь читают и внуки! Сколько строк из стихов стали цитатами, а это дорогого стоит! Светлая память!

    Инесса Мельничуковская [2013-03-13 11:57:21]




  • Все статьи

    имя или фамилия

    год-месяц-число

    логин

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»