"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Актрисы

    Носова Тамара Макаровна



    Народная артистка РФ (1992)




    Тамара Носова родилась 21 ноября 1927 года в Москве.

    Через полтора года после рождения Тамары умерла ее мама, и отец отдал трех своих детей в детский дом. Вскоре полуторагодовалую Тамару удочерили, и лишь спустя 30 лет родной отец, узнав Тамару по ролям в кино, связался с ней. Тамара признала родство, но общаться со своими родственниками отказалась.

    В школу приемные родители отправили Тамару в пять лет. Ее отец уговорил директора школы принять маленькую Тамару в первый класс и на первое занятие она пришла с куклой, которой повторяла все задания. Учителя пытались уговорить родителей повременить с учебой Тамары, но те были несговорчивы, и лишь болезнь девочки отложила учебный процесс.

    В школе Тамара была отличницей и председателем совета отряда, организовала в своем классе драмкружок, и сама ставила в нем спектакли. О своем детстве Тамара Носова позже в интервью рассказывала: «У меня была самая обыкновенная семья. Папа был специалистом по авиамоторам. Как все коммунисты того времени, отправлялся по работе туда, куда посылали. В годы войны семья была эвакуирована, и в результате школу я окончила в Подмосковье. Много участвовала в самодеятельности и мечтала стать актрисой».

    Тамара Носова окончила школу в 1945 году, и, вернувшись из эвакуации, поступила во ВГИК на курс Бибикова и Пыжовой, пройдя конкурс 80 человек на место. Она училась вместе с Ноной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым и Екатериной Савиновой, и рассказывала о своей учебе во ВГИКе: «Когда я пришла в институт, мне очень хотелось играть такую драму, где поплакать можно. Но Бибикова не одуришь. Он понял, что эту девку надо помещать на другую платформу. «Мало ли, чего она хочет! У нее врожденный юмор, и это надо использовать». Для чего тогда педагоги, если они не направят на правильный путь? И он делал из меня комика. На первом семестре разрешали все, что хочешь. На втором мы выбирали отрывки, а Бибиков разбирался, кто есть кто. Он увидел во мне такую драматическую артистку, какую надо было в корне переделывать. Великий педагог! Я должна быть справедливой, несмотря на то, что он хотел меня выгнать. Когда на втором курсе нам предложили выбирать отрывки из классических произведений, то к великому сожалению моего мастера Бибикова, который видел во мне только комедийную актрису - я выбирала трагические роли. Однажды меня в таком качестве увидел один из студентов режиссерского факультета мастерской Сергея Герасимова и рассказал обо мне. Герасимов сразу пригласил меня на роль Вали Филатовой в свой фильм «Молодая гвардия». Бибиков был возмущен! Но он ничего не мог поделать, потому что Сергей Аполлинариевич был заведующим кафедрой актерского мастерства. Так я стала сниматься…»



    После съемок в фильме «Молодая гвардия» Носова получила приглашение сняться еще в двух фильмах - у режиссеров Бориса Барнета и Михаила Чиаурели. У Барнета в картине «Страницы жизни» Носова сыграла роль медсестры Клавы, а в «Падении Берлина» ей досталась роль Кати.

    После того, как в 1950 году Тамара окончила ВГИК, режиссер Юлий Райзман пригласил ее сыграть Анфису в картине «Кавалер Золотой Звезды». За эту роль Тамару Носову представили к Сталинской премии, но она не смогла ее получить, так как вышла замуж за дипломата и уехала жить в Австрию, куда он получил направление. Но семейная жизнь Тамары Носовой не сложилась, и она вернулась в Москву. О своем первом браке Носова рассказывала: «Он был дипломат, Олег. На восемь лет старше меня. Сразу после института мы поженились, познакомились в доме журналистов. И я уехала с ним за границу. Ему даже предоставили право выбирать страну. Он мне назвал одну страну, я сказала: «Не поеду, климат плохой», назвал другую - отказалась, третью… В результате поехали в Австрию, пробыли там несколько лет… А затем мы с Олегом расстались. Как-то так получилось после шести лет совместной жизни. Я вышла замуж опять. Олег ждал, надеялся, что я разведусь и вернусь к нему».

    В фильме «Кавалер Золотой Звезды» Тамара Носова сыграла положительную героиню, но впоследствии ей предлагали играть преимущественно отрицательные и сатирические роли, и вскоре она стала одной из самых ярких сатирических актрис советского кино, хотя в обычной жизни была очень красивой и импозантной женщиной.



    Сыграв в фильме «Ревизор» роль Марьи Антоновны, она создала классический образ пустой и глупой провинциальной барышни. Характерный взгляд больших, ничего не выражающих голубых, глаз, слегка приоткрытый рот, вздернутый нос, красное лицо – такой представала актриса перед зрителями в фильмах. Причем Носова великолепно владела элементом повтора и умела произносить обычные фразы так, что они приобретали гиперболизированный смысл. В фильме «Шведская спичка» Тамара Носова на протяжении целого эпизода, повторяла одну только фразу: «Жила я только с вами, больше ни с кем» - и неизменно вызывала смех зрителей.



    Вскоре она сыграла роль секретарши бюрократа Огурцова Тоси в фильме «Карнавальная ночь». Это был первый фильм Эльдара Рязанова, и он предложил Игорю Ильинскому, который играл роль Огурцова, самому выбрать актрису на роль секретарши. Ильинский выбрал Тамару Носову, которая составила с ним прекрасный дуэт. Вслед за этим она прекрасно сыграла в паре с Сергеем Филипповым в фильме «Особый подход», и с Михаилом Пуговкиным в фильме «Свадьба в Малиновке». В фильме «Мертвые души» Михаила Швейцера Носова сыграла символ непроходимой тупости гоголевскую Коробочку. Дуэт Носовой с Чичиковым в исполнении Калягина был бесподобен.

    Еще одним из ее настоящих актерских шедевров стала роль манерной бразильской миллионерши донны Розы д`Альвадорец в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!». О своей работе в этой картине Тамара Носова рассказывала: «Сначала я снималась у Виктора Титова в картине «Любовь к трем апельсинам», которая чуть не свела его в могилу. Я играла главную роль - образ абстрактной женщины и была одета под француженку. Чиновники из Госкино сказали, что я очень оголена. Режиссер ответил: «Но она играет символ женщины!». Однажды Титов пришел на студию и ему сказали, что все пленки конфисковали и смыли. С ним был удар, он потерял сознание, вызвали «скорую» и его увезли в больницу. Когда он стал снимать фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!», - то меня утвердил без проб. У меня была сцена, в которой я что-то горячо говорила, сидя в кресле. Вдруг неожиданно вместе с креслом упала навзничь… Все замерли, думая, что я разбила голову. А спинка кресла оказалась такой высокой, что я не ударилась даже. Оператор в это время продолжал снимать, и в результате именно этот дубль вошел в картину».



    Отдельную роль в творчестве Тамары Макаровны занимала работа над созданием сказочных героинь в фильмах для детей, в которых её персонажи, в большинстве своём - милые и добрые тётушки, помогали мальчикам и девочкам в фильмах «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы» и «В тридевятом царстве». Лишь в «Новых похождениях Кота в сапогах» она сыграла отрицательную роль придворной дамы Двуличе.



    В 1980-е годы Носова снялась в трех картинах: «Спокойствие отменяется», «Тайна черных дроздов» и «Мертвые души». А потом началась перестройка, и творческая карьера многих мастеров кино прервалась, в том числе и карьера Тамары Носовой.



    После неудавшегося брака с дипломатом Тамара Носова жила в гражданском браке с актером Юрием Боголюбовым, и хотя этот брак так же оказался недолгим, портрет Боголюбова продолжал висеть в квартире у Носовой. Позже она 6 лет прожила с писателем-сказочником Виталием Губаревым и снялась в фильмах «В тридевятом царстве» и «Королевство кривых зеркал» по его сценариям. Это были самые счастливые годы ее жизни, но Губарев не нравился матери Тамары, и их союз распался после того, как Тамара осталась жить с мамой, чтобы ухаживать за ней. О жизни с Виталием Губаревым актриса в интервью рассказывала: «Мы познакомились в кабинете у знаменитого режиссера-сказочника Александра Артуровича Роу. Я приехала на кинопробы за рулем своей «Волги». Пошла сначала на грим, надела костюм и в таком виде пришла в кабинет к Роу. Там сидел Виталий Губарев. Роу сказал мне: «Познакомься, это наш автор». Я посмотрела на него через плечо и, разговаривая с Роу, на автора не обращала внимания. Потом Виталий узнал у Роу, когда я буду сниматься, и специально в эти дни приехал в Ялту. Потом он сделал мне официальное предложение. Внезапно. Это было очень романтично: мы прожили шесть лет. Жизнь моя прошла красиво. Я не могу пожаловаться, что Бог меня обошел этим счастьем. Мы расстались, потому что иногда матери до самой старости пытаются воспитывать детей, вмешиваются в их личную жизнь. Моя мама как раз такого склада. Она должна была во все вникать, привыкла в своей работе командовать… На заводе была заместителем начальника цеха. Я по знаку Зодиака Скорпион. Это очень сильный знак - самый сильный, но рядом с моей мамой я была мошкой, которая подчинялась ей. Она жила с нами, и Виталий Георгиевич пытался ладить с ней. Он даже как-то предложил: «Татьяна Алексеевна, хотите я вам шубу норковую куплю, как у Тамары?» - «А зачем?» - спросила она. «Ну, будем вместе ходить в ресторан, в Дом кино». – «Нет, не надо, у меня есть шуба», - ответила мама. У нее был против него настрой. Особенно когда он шел гулять с собакой и заходил в кафе, выпить рюмочку коньяку. Ну что тут такого? Он был такой европеец и внешне и внутренне. И привычки у него были европейские. Но маме это не нравилось. Сколько раз я просила ее не делать ему замечания! Он жил у нас, но у него была своя квартира. Мы нашли большую квартиру и решили съехаться, но мама отказалась туда ехать. Я не могла оставить ее одну, она была уже старая, нуждалась в уходе. Она боялась, что, когда ее не станет, и я уеду сниматься, муж будет устраивать в квартире попойки. В результате последовал развод, он вторично женился. Но звонил мне чуть ли не каждый день… Потом уехал в командировку и там с ним случился инфаркт. Я случайно узнала о его смерти, позвонила его жене. Она мне подробно все рассказывала - я так плакала…»

    Расставшись с Виталием Губаревым, Тамара Носова познакомилась с киевским режиссером Николаем Засеевым, который в интервью рассказывал об их отношениях: «Это необыкновенная история. Сначала мы познакомились заочно — в любимом Сталиным американском фильме «В старом Чикаго». Играли там Тейрон Пауэр и Элис Фэй. Тамара — вылитая Элис, а я, прости меня, похож на Тейрона. Может, наше сходство с романтическими героями стало сигналом к встрече. Сначала, правда, Тамара обратила внимание на меня. В 1967-м я снялся на киностудии Довженко — сыграл одну из главных ролей в фильме «Сокровища пылающих скал» режиссера Шерстобитова. В это время в Киев приехала Носова в сопровождении своего гражданского мужа писателя Виталия Губарева. Он, кстати, написал для нее роль Аксал в «Королевстве кривых зеркал» и главную роль в сказке «В тридевятом царстве». Они привезли какой-то новый сценарий для Шерстобитова, а чтобы лучше познакомиться с его творчеством, попросили показать отснятый материал к «Сокровищам». Потом Шерстобитов рассказал мне: «Они посмотрели... И вдруг Тамара спрашивает: «А кто этот актер, который играет главаря банды белых наемников?». Женя ответил... Она замолчала, но Губарев все усек. Так что, когда меня утвердили в картину и я уже собирался в экспедицию, Шерстобитов вдруг сказал: «Ты не едешь». Спрашиваю: «Почему?». Оказывается, Губарев против. Он предупредил режиссера: «Женя, если хочешь нормально снять кино, не бери этого актера. Тамара тебе все загубит». А месяца через два меня пригласили в Одессу показать свои работы, как тогда говорили, «по линии» Бюро пропаганды киноискусства. Подходит ко мне представитель этого бюро и говорит: «Из Москвы приезжает Носова с концертами. Я вас соединю, и будем работать вместе. Ты поедешь ее встречать?». Я говорю: «Нет, не поеду, зачем? Поезжай один». Нас свел случай. Представитель бюро сам встретил Носову в аэропорту и сообщил ей, что я в Одессе в гостинице «База моряков». Когда она вошла в ресторан, где я завтракал, даже не знаю, что произошло. Было такое впечатление, будто пришел человек, которого я ждал всю свою жизнь. Представляешь? Она пошла прямо к моему столику. Мы позавтракали, посмотрели друг на друга, и завязалась вся эта история, которая длилась семь лет. Потом я провожал ее в аэропорт, и мы договорились, что я обязательно приеду в Москву. Нам с Тамарой было хорошо. Мы нормально жили. Тамара говорила: «Господи, единственный человек, который приехал и не сидит в кафе». Я, в принципе, непьющий, хотя как бывший моряк-подводник могу и засандалить. Но пойти в пивную и разыгрывать там великого! Нет! Я никогда не курил... Всегда заботился о ней. Она очень хотела иметь детей. Прикладывала подушку к животу: «Миколка, смотри, какая я буду. Ты меня не бросишь?». Но так и осталась бездетной».

    С концертной программой «Товарищ Кино» Тамара Носова и Николай Засеев объездили весь СССР. Засеев рассказывал: «Тома возила свой потрясающий ролик «Секрет красоты» — зрители от смеха просто со стульев падали. И мне было чего показать: и «Партизанскую искру», и «Исправленному верить», и «Катя-Катюша». Эти поездки безумно засасывали: сегодня вы в Сочи, завтра летите за Полярный круг. Все время банкеты, каждый вечер прием у первых лиц, деньги большие платили. Мы работали на три ставки. Флагман советской песни Соловьев-Седой получал 70 целковых, умножь на три... А он выходил где-нибудь на стадионе перед оркестром и спрашивал народ: «Вы петь умеете?». Все кричат: «Да-а-а!». — «Ну, давайте споем «Подмосковные вечера». Пипл пел: «Не слышны в саду...», а маэстро дирижировал и за это получал деньги. Из окна гостиницы как-то с Крючковым смотрим: внизу люди собираются, начальство. Николай Афанасьевич говорит: «О, Кока, смотри, смотри, вишь, секретарь обкома приехал. Теперь смотри, кто в первых рядах будет возлагать венок вождю: Лидия Смирнова, Всеволод Санаев? Ошибаются, понесу его я!». С нами ездил фактически весь Московский театр киноактера. Алла Ларионова, Коля Рыбников. И все видели, как я к Тамаре относился. Зоя Федорова сказала: «Тамарка, надо Коле фамилию поменять, чтобы объявляли: «Тамара Носова и Николай Тамарин».

    Их отношения продлились четыре года, но Засеев был женат, и им пришлось расстаться, так как он не мог бросить семью. В интервью Засеев рассказывал: «Я несколько лет жил на три города: Киев, Москва, Ленинград, так как учился на режиссерском факультете в Ленинграде. Это влетало в копеечку. Продал свою «Волгу», помог Тамаре продать ее «Волгу». У нас было все! Кроме возможности объединиться. Я не мог пойти на разрыв с семьей, так как женился на своей Алле по любви, дочка у нас была маленькая». Но даже после расставания Засеев приглашал Тамару сниматься во все свои фильмы, но Носова неизменно отказывалась. О своей личной жизни Тамара Носова в интервью рассказывала: «Я была очень усталая, потому что много работала... Мне было не до романов. Я выходила замуж, конечно, и даже не один раз. Но как-то не очень у меня получалось».

    После смерти матери в 1982 году Тамара Носова вела замкнутый образ жизни, а в 1990-е годы после развала советского кинематографа Тамара Носова, как и многие другие актеры, оказалась невостребована в новом российском кино. Она перестала сниматься, и последние годы своей жизни очень бедствовала, с трудом выживая на мизерную пенсию. Она избегала общения с друзьями и знакомыми, стыдясь своей бедности, и практически не выступала в концертах. Однажды согласившись выступить на концерте, она вышла на сцену в старом вечернем платье и в калошах.

    В 1991 году Носову заставили уйти из Театра киноактера. «Мосфильм», на дотации которого находился театр, был вынужден отпустить коллектив «на вольные хлеба», и руководству театра пришлось пойти на сокращения. Из 700-та актеров были уволены 350. Среди них была и Тамара Макаровна, которая очень болезненно пережила увольнение из труппы.

    В это сложно поверить, но в 2000-е годы актриса голодала. При всей сложности своей жизненной ситуации она не просила ни у кого помощи и стала очень закрытым человеком. Она стала редко общаться с людьми, брала телефонную трубку лишь в определенные часы и очень много читала, так как в ее распоряжении была большая библиотека, занимавшая целую комнату в ее квартире. Она в совершенстве знала английский язык, и читала Диккенса и Шекспира в оригинале. В интервью Носова рассказывала: «Я хотела уехать от всего этого куда-нибудь в деревню, всласть почитать… Когда умерла мама, я спасалась этим. Уходила вместе с персонажами книг из нашего государства, из нашего века. Иногда так зачитываюсь, что не подхожу к телефону. 30 лет запойного чтения - с тех пор, как с последним мужем рассталась. У меня столько книг, что их девать некуда. Квартира у меня небольшая, одна из комнат, восемь с половиной метров, забита книгами. Больше тысячи экземпляров! Я всегда читала нашу и зарубежную классику, сейчас знакомлюсь с современной литературой. Ужас! Кошмар! Сплошная эротика».

    Носовой помогала работница службы социальной защиты «Мосфильма» Зинаида Фалина, которая в интервью рассказывала: «Я ходила к ней два года, мы были подругами. Она была не приспособлена к жизни, не умела вести хозяйство, себя обслуживать, перебивалась с воды на хлеб». Пенсии народной артистки не хватало даже на то, чтобы оплатить коммунальные услуги, и она обедала в бесплатной столовой Центра социального обслуживания для одиноких и малоимущих москвичей. Ее выручали запасы крупы, консервов и чая и помощь работников службы социальной защиты. Николай Засеев в интервью рассказывал: «Тамара во многом виновата сама в своей незадавшейся творческой судьбе. Все ее подруги работают, ездят с концертами, выступают на встречах со зрителями. Они в процессе. Как-то я ей по телефону сказал: «Тома, если ты не хочешь работать, сделай так: продай квартиру тысяч за 125 долларов. Отдай 25 тысяч тому заведению, где актеры доживают свой век, а на 100 тысяч поезди по миру! На хрен тебе эта квартира? Что ты ее охраняешь?». Она ответила: «Это хорошее предложение, но я боюсь, что меня с кем-нибудь поселят». Да, может быть, пришлось бы с чем-то смириться, но она была бы одета, обута, накормлена, общалась бы с людьми. Где-то через месяц после того, как она в последний раз не согласилась со мной встретиться, я снова наведался в Москву, позвонил. И вдруг слышу невнятное бормотание — ни слова не разобрать. Спрашиваю: «Ты что, выпила? Ты же не пьешь». Она выдавила фразу, которую я с трудом понял: «У меня все нормально». — «Что с тобой, Тома? — говорю. — Ты что, нездорова? Я сейчас приеду». Она положила трубку и больше не снимала. Только после ее смерти я узнал, что у нее был инсульт».

    Инсульт у Носовой случился накануне Нового 2007-го года, и актриса 5 дней пролежала на полу в коридоре своей квартиры. Так как она не отвечала на телефонные звонки и стук в дверь, квартиру вскрыли сотрудники милиции, и обнаружили пожилую актрису в ужасном состоянии. Позже соседи Носовой рассказывали: «В последние месяцы она не могла выходить из дома. Ее даже запирали на ключ работники соцзащиты, чтобы не ушла и не потерялась. Потеря памяти - страшная вещь. Год назад ей сделали небольшой ремонт, на минимальные деньги, ванная была жуткая, невозможно мыться, на унитаз страшно сесть, в квартире - ужасная грязь. Но соцзащиту тоже можно понять, они ведь не фирма «Заря», чтобы убираться в квартире. Они и так молодцы, это человеческий порыв, ведь большая часть из того, что они делали, не входило в их обязанности». О сложившейся ситуации в жизни Тамары Носовой рассказали журналисты телеканала НТВ, и родственники решили помочь актрисе. Племянник актрисы Анатолий Васин отправил Тамару Макаровну на коммерческое лечение, так как по месту жительства врачи отказались положить актрису в больницу.

    Во время обследования у Тамары Носовой была выявлена хроническая ишемия головного мозга. Это очень тяжелое заболевание и было причиной уединенной жизни актрисы, так как сопровождалось тяжелыми депрессиями и нервными расстройствами. Позже Анатолий Васин показал журналистам, заинтересовавшимся обстоятельствами жизни последних лет Тамары Носовой, и условиями, в которых жила актриса. Вот что они рассказали: «Обшарпанные стены в дырах и подтеках, полностью сгнивший паркет, побитый молью ковер, свернутый в рулон и совершенно истлевший, рваные занавески, рухлядь, грязь на полу, шкафах, скудных предметах интерьера, какие-то консервы и банки с соленьями, купленные и заготовленные где-то годах в 1970-х. Васин приоткрыл шкаф - оттуда вылетел огромный рой моли, доедавшей несколько когда-то роскошных шуб. Посреди этого ужасающего хаоса сразу бросались в глаза многочисленные портреты хозяйки, развешанные по стенам: прекрасная, гордая женщина надменно взирала с холстов на окружающий ее кошмар. Васин рассказывал: «В ванной, дыры, через них в квартиру крысы ходили, как к себе домой. Мы, правда, там немного прибрали. У нее унитаз не работал много лет. Так Тамара, простите за подробности, в ванну и по-большому, и по-маленькому ходила. Мыться, соответственно, она уже там не могла. В результате в социальной столовой, где она, пока могла передвигаться, иногда обедала, никто не хотел сидеть рядом с ней, дух от нее шел невыносимый. И еду ей потом стали приносить домой. Спала Тамара Макаровна на дверной доске, под которую положила чемоданы и железные банки, потому что старый диван совсем прогнил. Настоящей помощи от общественных организаций она не получала. Правда, гильдия действительно устроила ей бесплатное протезирование. Но Тамара эти зубы так ни разу не надела - протезы нужно было подгонять, корректировать, она к ним не смогла приспособиться».

    Тамара Макаровна Носова умерла 25 марта 2007 года. Урна с ее прахом была захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища.



    В памяти зрителей навсегда останутся ее искрометные роли в фильмах «Карнавальная ночь», «Свадьба в Малиновке» и «Здравствуйте, я ваша тетя». Когда при жизни актриса слышала комплименты, то воспринимала их не как должное, а с благодарностью отвечала: «Это больше, чем я заслуживаю, но не больше, чем может вместить мое сердце».

    О Тамаре Носовой был снят документальный фильм.





    Текст подготовил Андрей Гончаров.

    Использованные материалы:

    Материалы сайта www.rusakters.ru
    Материалы сайта www.rusactors.ru
    Материалы сайта www.yandex.cc
    Текст статьи «Звезда советского кино доживала свой век в жуткой нищете и одиночестве», автор А.Плешакова
    Текст интервью с Тамарой Носовой, автор: Н.Репина
    Текст интервью с Николаем Засеевым в интернет-издании «Бульвар Гордона»
    Текст статьи «Куда исчезла Тамара Носова?», автор И.Ланская





    Фильмография:


    Молодая гвардия (1948) роль: Валентина Филатова
    Страницы жизни (1948) роль: Клава, медсестра
    Падение Берлина (1949) эпизодическая роль: Катя, заключенная
    Кавалер золотой звезды (1950) роль: Анфиса Тутаринова, сестра (актриса была представлена к Сталинской премии, но так как отсутствовала в это время в СССР - была в Австрии замужем, премия "уплыла")
    Ревизор (1952) главная роль: Марья Антоновна, дочь городничего
    Беззаконие (короткометражный) (1953) роль: горничная Агния
    Шведская спичка (1954) роль: Акулька, солдатка
    Гость с Кубани (1955) главная роль: Дуська, подруга Насти
    Секрет красоты (короткометражный) (1955) главная роль: Кукушкина
    Илья Муромец (1956) роль: Берметовна
    Карнавальная ночь (1956) роль: Тося Бурыгина, секретарь Огурцова
    Она Вас любит (1956) роль: Тамара, подруга
    Страницы былого (1957) роль: медсестра
    Конец Чирвы-Козыря (1957) роль: Параня Пивень
    Шторм (1957) роль: Дуся Савандеева, жена начпрода
    Новые похождения кота в сапогах (1958) роль: Двуличие, придворная дама
    Черноморочка (1959) роль: Вероника, певица
    Особый подход (1959) роль: Верочка, жена Михаила Дмитриевича Налимова
    Чистое небо (1961) роль: девушка на заводе
    Хитрая механика (1962) роль: Маша
    Как рождаются тосты (короткометражный) (1962) роль: Галя, секретарь главного инженера треста
    Королевство кривых зеркал (1963) роль: тётушка Аскал, придворная стряпуха
    Председатель (1964) роль: невеста Пашиного брата
    Женитьба Бальзаминова (1964) роль: Ничкина, мать Капочки, сестра купца Неуедова
    Спящий лев (1965) роль: Олимпиада Сергеевна, председатель месткома
    Свадьба в Малиновке (1967) роль: Комариха
    Огонь, вода и... медные трубы (1967) роль: первая красавица
    Братья Карамазовы (1968) роль: Мария Кондратьевна, соседка Фёдора Павловича Карамазова, "невеста" Смердякова
    Взрыв после полуночи (1968) роль: Галина
    Старый знакомый (1969) роль: Ляля, жена Огурцова
    В тридевятом царстве... (1970) роль: Марго
    Бесстрашный атаман (1973) роль: урядничиха
    Пузырьки (1975) роль: Лидия Павловна
    Здравствуйте, я ваша тетя! (1975) роль: Донна Роза Д`Альвадорец, знаменитая бразильская миллионерша и стопроцентная англичанка
    Афоня, горим! (короткометражный) (1977) главная роль
    Только каплю души (1978) роль: Корнелия
    Спокойствие отменяется (1983) роль: Марта
    Тайна «Черных дроздов» (1983) роль: миссис Кремп, кухарка
    Мертвые души (1984) роль: Коробочка
    Бульварный роман (1994) роль: Фанни Львовна Эдельгейм, хозяйка борделя
    Шутить изволите? (киноальманах) (1999)





    21 ноября 1927 года – 25 марта 2007 года

    Похожие статьи и материалы:

    Носова Тамара (Документальные фильмы)



    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!


    Носова Тамара Макаровна (Актрисы)
    Коллеги по цеху забыли и бросили на старости лет,где ваша солидарность!?

    Andrei Bolgarin [2017-05-25 14:54:28]




  • Все статьи

    имя или фамилия

    год-месяц-число

    логин

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»