"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Актёры

    Соловьёв Александр Иванович



    Актер




    Александр Соловьев родился 19 августа 1952 года в Дагестане, в посёлке Главный Сулак около города Махачкала. В дальнейшем его семья переехала в Норильск.

    Его родители были репрессированными московскими учителями. Саша родился семимесячным и весил всего полтора килограмма. Такие дети редко выживают, тем более в условиях глухого севера и мама нянчила его в пуховом платке. Когда она выходила с ним на улицу, соседки думали, что у нее на руках кошка. Александр рос очень добрым ребенком, и с детства мечтал "стать Олегом Поповым, чтобы всех веселить, и чтобы никто никогда не плакал".

    После окончания школы Александр решил стать актером, приехал в Москву и подал документы в ГИТИС. Соловьев поступил на актерский факультет легко, сразив педагогов тем, что пришел на экзамены в ботинках на босу ногу. "А я носки постирал, сушатся", - ничуть не стесняясь, пояснил молодой человек, увидев, что комиссия разглядывает его ноги.

    На третьем курсе Соловьев влюбился в первокурсницу Людмилу Радченко, об этой страсти знал весь институт, их называли "наши Ромео и Джульетта". Вскоре Людмила и Александр поженились, потом повенчались, и стали готовиться к рождению сына. Хотя "готовиться" - это сильно сказано, однокурсник Игорь Костолевский подарил другу книжку про семейные отношения, и молодые читали ее вслух, лежа на диване в маленькой комнате студенческого общежития. Вскоре у них родился сын, которого так же, как и отца, назвали Александром.



    В 1973 году после окончания ГИТИСа режиссер Андрей Гончаров пригласил своего любимого ученика в Театр имени Маяковского, где Александр Соловьёв дебютировал в спектакле "Характеры" по рассказам Шукшина и сыграл сразу три роли.

    Через год Соловьёв перешел в Центральный детский театр, где был активно задействован в спектаклях "Емелино счастье", "Бей, барабан!", "Сказки", "Враги", "Двенадцатая ночь", "Прости меня" и "Долгое-долгое детство".



    Актеру были свойственны пластичность, страстность и психологизм. Герои Соловьева были наделены бескомпромиссностью и душевной щедростью, честным и прямым характером. Эти же качества отличали и самого актёра.





    Он снялся в фильмах "Было у отца три сына", "Голубка", "Борис Годунов", "На острие меча", "Клуб женщин", "Случай в аэропорту", "И чёрт с нами", "Арбитр" и "Адам женится на Еве".



    Но особенно он запомнился зрителям в роли Красавчика в фильме "Зеленый фургон".





    По мнению режиссёра Владимира Мотыля, из актёров советского кино, быть абсолютно независимым в актёрской профессии удавалось только троим: Высоцкому, Далю и Соловьёву.

    В Центральном детском театре он проработал до 1986 года, а одна из его партнёрш по сцене, Людмила Гнилова, стала его второй женой. Людмила Гнилова была старше на семь лет, была в браке, ее дочке шел шестой год. У Соловьева тоже рос сын – и окружающие были уверены, что эти чувства скоро пройдут. Но Соловьев три года добивался взаимности, задаривал Гнилову охапками цветов, пузырьками только-только появившихся в Москве дорогих французских духов и последние два года практически жил в подъезде у своей возлюбленной, ночуя на подоконнике между этажами, где сердобольная старушка-соседка выносила ему подстилку, "чтобы сердешный не замерз". В конце концов, обе семьи собрались вместе и решили не мешать этой любви.



    Жить семье приходилось в тесной квартире, где посреди пятнадцатиметровой комнатки неизменно стояло ведро с цветами - Сашины букеты не помещались ни в одну вазу. Однажды, когда у него не было денег, он принес в дом цветущий куст дикого шиповника.

    Губительные для других семей бытовые неурядицы не мешали влюбленным быть счастливыми. Но Александр был очень ревнив, и если на Людмилу обращали внимание другие мужчины, Александру это очень не нравилось. Как-то раз он увидел, что возле подъезда компания мужиков бросила несколько сальных фраз Люсе вслед. Соловьев набросился на обидчиков с кулаками. Двое успели сбежать, а трое так и остались лежать на земле с переломанными ребрами и челюстями.

    Это полное отсутствие какой-либо дипломатии или стеснительности не раз играло с Соловьевым злые шутки. Он мог с детской прямотой заявить, что пьеса дерьмо, а режиссер бездарен, ничуть не остерегаясь, что его уволят из театра. Он позволял себе быть независимым, что в актерской профессии практически не случается. Он не строил карьеру, хоть и был исключительно талантлив. Во время съемок фильма "Лес" Саше впервые подвели лошадь, а через час он уже мастерски пускал ее в галоп, осаживал на полном скаку и по-гусарски эффектно спрыгивал на землю. Он был талантлив во всем: и широтой души, которая вмещала проблемы не только близких друзей, но и случайных знакомых; и умением любить, проваливаясь в это чувство по самую макушку…



    Соловьев был очень вспыльчив и задирист. Из детского театра его попросили уволиться: излишне откровенная критика была не по вкусу руководству. Однажды Соловьев попытался заработать деньги частным извозом, но первый же пассажир узнал его и поинтересовался: "А что, в кино совсем не платят?". Основным "добытчиком" в семье стала Людмила. Александра это унижало, раздражало, он пропадал без работы, и мог позволить себе крепко выпить, избить любого, кто окажется у него на пути, завести роман и исчезнуть из семьи на несколько недель. А потом умолять Людмилу простить его и принять. В такие минуты он был готов даже лечиться от алкоголизма - и Люда укладывала его в лучшие клиники страны.

    С 1989 года Соловьёв стал актёром Театра "Одеон" под руководством Е.В.Радомысленского. Он никогда не подлаживался под режиссёра, а старался стать его соавтором. Соловьёв был не только прекрасный исполнителем комических ролей, но и был глубоко одарён как драматический актёр. Ему неважно было, кто сидит в зале — дети, взрослые, — он всегда выкладывался полностью, за что его обожали зрители.

    В 1991 году он единственный раз попробовал себя в режиссуре, поставив трагикомедию «По Таганке ходят танки». В этом фильме Соловьёв выступил и как режиссёр, и как актёр. Фильм снимался в 1991 году до путча. Соловьёв привёл в Москву колонну танков. Народ выбегал из ресторанов и не верил, что такое возможно. Через полмесяца в Москву действительно вошли танки. Настоящие, не киношные. "Напророчил", — грустно заметил он потом. В этот фильм он пригласил всех своих друзей: Александра Фатюшина, Эммануила Виторгана и Владимира Мотыля. Сам нашёл деньги и сам договорился со спонсорами.



    В клинике в Феодосии Александр встретил актрису Ирину Печерникову. Встреча через некоторое время переросла в роман, который стал последним в жизни Соловьева. И Сашины и Ирины друзья были уверены, что кроме беды эта любовь ничего не принесет - рано или поздно общий недуг - алкоголизм погубит и любовь и жизнь. Но всем назло влюбленные стали "вить уютное гнездышко", Саша делал ремонт своими руками, даже выстроил домик в деревне, чтобы проводить на воздухе как можно больше времени.

    В злополучный день 25 декабря Ира была далеко от дома. Накануне под порогом своей квартиры она заметила несколько ржавых монет и, решив, что кто-то желает зла ее семье, поехала в деревню к знахарке. Визит затянулся на два дня. Дома Ирину после ее возвращения никто не ждал, и она решила, что Саша обиделся на нее и ушел из дома - так бывало и раньше, Александр мог "вскипеть" из-за пустяка и скитаться по друзьям неделями.

    В ночь на 26 декабря 2000 года в 68-е отделение милиции заглянул прохожий и сообщил, что за углом на цветочной клумбе валяется прилично одетый мужчина. Когда его поднимали, он бубнил: "Отстаньте, менты поганые, я спать хочу". Ни своего имени, ни адреса он назвать не смог - был сильно пьян, но его лицо показалось знакомым дежурному оперуполномоченному. Мужчину оформили, как "неизвестного" и отправили в Институт Склифосовского, где после недельной реанимации, не выходя из комы, неопознанный больной умер. Это произошло в первый день 2000 года.

    Через две недели после Нового года в 68-ом отделении милиции вспомнили про незакрытое дело. Дежурный, который подобрал Соловьева, вспомнил - где он видел лицо "неизвестного", позвонил в институт скорой помощи и узнал, что неопознанное до сих пор тело уже готовят к захоронению. Дмитрию Харатьяну позвонили рано утром 21 января из отделения милиции и попросили подъехать в морг института Склифосовского, чтобы опознать тело актера, который снимался вместе с ним в фильме "Зеленый фургон" в роли Красавчика. В этот день Дмитрий отмечал свой сорокалетний юбилей, и сам в морг не поехал - он сообщил в милицию телефон Ирины Печерниковой, которая все это время разыскивала своего мужа.

    Из интервью Ирины Печерниковой:

    "Вернулась домой 25 декабря — его нет. Я всех обзвонила. Друзья его видели после спектакля на банкете. Поначалу я особо и не переживала. Думала, у друзей. Меня ведь не было, а одиночества он терпеть не мог. Но когда Саша не пришёл на Новый год, мне стало страшно. Почти месяц я его искала. Везде: по всем больницам, моргам. Обзвонила, наверное, тысячу людей. И наконец нашла. В морге. Милиционер один честный оказался. Мне рассказали, что когда он возвращался, поскользнулся, упал и разбил себе лоб. Милиционеры нашли его лежащим на снегу. В морге я была ещё 6-го. Отсмотрела всех, кто прибыл туда без документов. Не нашла его и мысленно перекрестилась. А оказалось, что Саши не стало ещё 1 января..."

    25 января 2000 года тело Александра Соловьева кремировали. Друзья, хотели захоронить урну с его прахом на Новодевичьем кладбище, но Ирина решила хранить ее дома.

    Старший сын актёра окончил Московский областной институт физкультуры, увлекся ушу, стал двукратным чемпионом Европы, обладателем кубков Европы и мира и многократным чемпионом России. Он много работал каскадёром. Подготовил материалы, которые впоследствии стали основой для создания фильма "Монах" с Джамалом Ажигиреем в главной роли, "Удар Лотоса", "Удар Лотоса-2: Сладкая горечь полыни", "Удар Лотоса-3: Загадка Сфинкса". В этих фильмах Александр Соловьев играл в главных ролях, руководил монтажом, координировал кинопроизводство.



    Об Александре Соловьеве была подготовлена телевизионная передача из цикла "Как уходили кумиры".





    Текст подготовил Андрей Гончаров


    Использованные материалы:

    Текст статьи «Неприкаянная душа», авторы К. Романенкова и Т. Алексеева
    Материалы сайта www.kino-teatr.ru
    Материалы сайта www.kinoplaneta.net





    ФИЛЬМОГРАФИЯ:



    1980 Адам женится на еве
    1980 Дамы приглашают кавалеров
    1980 Лес
    1980 По данным уголовного розыска...
    1981 На гранатовых островах
    1982 место под солнцем
    1983 Внезапный выброс
    1983 Зеленый фургон
    1983 К своим!. .
    1984 Позывные "вершина"
    1986 Борис Годунов
    1986 На острие меча
    1987 Клуб женщин
    1987 Разорванный круг
    1989 Гу-га
    1989 Шакалы
    1991 И черт с нами!
    1991 По таганке ходят танки
    1992 Арбитр
    1992 Ребенок к ноябрю
    1993 Я сама





    19 августа 1952 года – 1 января 2000 года

    Похожие статьи и материалы:

    Соловьёв Александр (Цикл передач «Как уходили кумиры»)



    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!


    Соловьёв Александр Иванович (Актёры)
    19 августа 2017 года Александру Соловьёву исполнилось бы 65 лет. Интересно, хоть кто-нибудь вспомнит эту дату?

    Светлана Субботина [2017-08-18 13:29:28]




  • Все статьи

    имя или фамилия

    год-месяц-число

    логин

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»