"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Актёры

    Панин Андрей Владимирович



    «Он не артист. Он – личность. А это очень важно». Алексей Балабанов.

    «Мне еще на первом курсе один известный киношный режиссер сказал: парень, у тебя будут большие проблемы. Ты достаточно, м-да, талантлив, но проблемы будут. По определению. По той нише, в которой работаешь. Ну, кто ты? Герой-любовник? Как минимум смелое заявление. Комик? Посмешнее есть рожи. Социальный герой? Тоже не сказал бы. Кто ты тогда? Где тебя искать? Что у тебя за ниша?» Андрей Панин.




    Заслуженный артист РФ (1999)
    Лауреат Премии «Хрустальная Турандот» за спектакль «Смертельный номер»
    Лауреат Премии «Чайка» в номинации «Лучший злодей» (1996, за спектакль «Маленькие трагедии»)
    Лауреат кинофестиваля в Каннах в номинации «Лучший актерский ансамбль» (2000, за фильм «Свадьба»)
    Лауреат Приза «Лучшая мужская роль» на к/ф в г. Ондомер, Франция (2000, за фильм «Свадьба»)
    Лауреат Приза «Лучшая мужская роль второго плана» на к/ф «Золотой овен» (2000, за фильм «Свадьба»)
    Лауреат Приза «Лучшая мужская роль» на к/ф «Созвездие» (2000, за фильм «Свадьба»)
    Лауреат поощрительного гранта и статуэтки «Золотой эльф» на к/ф «Триумф» (2001)
    Лауреат Премии «Чайка» в номинации «Двойной удар» - лучший театральный дуэт (с Н. Фоменко) (2001, за спектакль «Академия смеха»)
    Лауреат Премии «Кумир года» (2001, за спектакль «Академия смеха»)
    Лауреат Приза за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Окно в Европу» (2003, за фильм «Трио»)
    Лауреат Приза Cherchez, les Femmes! (Ищите, женщины!) на мероприятии «Дивы Camay – Бал Сериалов» (2003, за роль в сериале «Семейные тайны»)
    Лауреат Приза «Лучшая роль второго плана» на к/ф «Ника» (2004, за фильм «Шик»)




    Андрей Панин родился в Новосибирске 28 мая 1962 года.

    Его родители были связаны с наукой. Папа был радио-физиком, а мама преподавал физику в школе, они оба окончили Томский университет. О своих родителях Андрей позже рассказывал: «Папа был отличником, после школы собирался поступать в институт - и вдруг, бац, приехала какая-то машина, всех ребят из деревни погрузили в кузов и повезли. Полуторка взобралась на горку, а отец спрыгнул с машины и убежал. Пока все очухались, он уже полреки проплыл. Нашли его в Томске, а он уже полгода там проучился, стал звездой и надеждой всего факультета. Правда, после окончания института отец отслужил в армии - в ракетных войсках. Мама тоже в школе хорошо училась, но как только сказала, что поедет в Томск поступать в университет, бабушка ни в какую не хотела отпускать. Бежала за ней по всей деревне. Но мама все-таки уехала».



    Андрей Панин с папой и мамой.

    В семье у Паниных была два ребенка. У Андрея была сестра Нина, которая впоследствии стала экономистом. О своем детстве Андрей рассказывал: «Мне запомнились походы в горы с отцом. Он воспитывал меня довольно жестко. Нагружал рюкзак по самое некуда и в любую погоду мы с ним шагали высоко-высоко. Помню, я уставал, срывался вниз и кувырком летел. А отец только мрачно оглядывался и кричал: «Эй, ты живой? Поднимайся. Идем дальше». Такая закалка мне в жизни очень пригодилась».



    Андрей Панин с мамой и сестрой Ниной.

    Через два года после рождения сына Панины переехали в Челябинск, а когда мальчику пора было идти в школу, он с родителями переехал в Кемерово, где жил у дедушки с бабушкой. О своих школьных годах актер позже рассказывал: «Я с детства был не совсем нормальным, потому как я сам с собой разговаривал, класса до восьмого играл в какие-то бирюльки, в шахматы, солдатиков строил… В восьмом классе… Так на секундочку – в 14 лет, примерно... Девочки уже, поцелуи в подъездах, и вот это все одновременно. Как это все – нормально..? А учился я очень даже прилично, даже на школьной доске почета висел как самый выдающийся спортсмен, а в то же время состоял на учете в детской комнате милиции с 6 класса. Страх и слабость в себе решил вытравить с младых ногтей, причем довольно жесткими методами. Вроде как удалось».

    После окончания школы родители рекомендовали сыну поступить в пищевой институт. Но Андрей там надолго не задержался. Преподаватели его творческих устремлений не поняли и отчислили постоянно шутившего студента со второго курса за неуспеваемость и хулиганство. Ярлык клоуна закрепился за Андреем еще со школьных времен. Выходя к доске, он часто строил гримасы и отпускал шуточки, и неизменной реакцией учителя было: «Молодец, очень интересно. Садись, два. Тебе бы, Панин, в цирк».

    Взрывной характер Панина требовал самореализации. Андрей в Кемерово занимался спортом и танцами. Позже в интервью он рассказывал: «Занимался боксом, потом каратэ прилично так. За сборную области выступал, с чемпионом Союза даже дрался. Прыгал очень высоко - был достаточно размятый. Я был растянут, размят от природы и как бы достаточно подвижен, поэтому мне довольно легко давалась вся эта пантомима. Много чем занимался. Ездил с танцевальным коллективом в Москву - на ВДНХ выступать. Все эти новогодние дела. Моя задача была трюковая - прыгать как можно выше. Знаешь, когда танцуют, танцуют, потом - р-раз! - неожиданно расступаются: оп-па! Вылетел человек! Вот это я делал».

    После отчисления из пищевого института Андрей поступил в Институт культуры на режиссерский факультет, окончив который продолжил работать в Кемерово режиссером. При этом Панин постоянно хотел переехать в столицу, куда регулярно приезжал покупать джинсы и кроссовки. В Москве Андрей Панин однажды пытался поступить в школу при МХАТе, но его туда не приняли, обратив внимание на дефект речи. К тому, что с первого раза не удалось поступить в институт, Панин отнесся философски: «Я нескромно скажу: понять, гениален абитуриент или обычная серость, с первого раза нельзя. Это все равно что ты – дилетант – пойдешь искать бриллианты. Люди привыкли, что бриллианты должны блестеть, и поэтому с легкостью проходят мимо неограненных невзрачных алмазов. Искать жемчужные зерна должны специально обученные профессионалы. Внешность не главное. Пусть наивным девочкам нравится Ален Делон».

    После неудачи во МХАТе Панин занялся исправлением дефекта дикции. По признанию друзей он три года ходил с камешками во рту, буквально переламывая себя ради достижения идеальной актерской дикции. Критически отнеслись экзаменаторы и к внешности Панина, порекомендовав идти Андрею со своими внешними данными в рабочие.

    С 1983-го по 1984-й год Андрей работал в студенческом театре-студии «Встреча», где вел студию пантомимы. Эта студия просуществовала 2 года. «Андрей всегда был очень крепким, спортивным, - вспоминал однокурсник актёра, его близкий друг Сергей Сергеев, - Он, казалось, рожден был для сцены. Было очевидно, что он очень, очень талантлив, несмотря на то, что у Панина были проблемы с дикцией. Мы с ним вместе играли в первом студенческом спектакле, это был «Сашка» по повести Кондратьева. Этот спектакль ставил не Глухов, а Казаринов. Это был своего рода прорыв, спектакль о войне глазами простых, рядовых солдат. Так вот, я играл Сашку, а Андрею досталась роль солдата, у которого ампутированы руки и ноги. И, несмотря на то, что реплик у него было немного, да и сидеть ему пришлось в полутемном подвале, спелёнанным по рукам и ногам, он сумел так сыграть, что… мороз по коже! Все зрители рыдали…».



    Андрей Панин в студенческом театре-студии «Встреча» в Кемерово.

    Панин запомнился Сергею Сергееву еще и как настоящий друг: «Я помню, как он однажды из-за меня попал в КПЗ. Причем, из-за глупости. Как-то в пятницу мы, студенты, зашли в бар «Росинка» - он находился тогда в Кемерове на бульваре Строителей - и выпили по кружечке пива. А дело было уже перед закрытием. Выходим из бара, и тут вдруг я – а я был маленьким, щуплым таким, - поскользнулся и упал. Тут наряд милиции. Сразу меня хвать, за руку. Панин мог бы отойти подальше, но нет, схватил меня за другой рукав, и тянет к себе. В итоге, с одной стороны меня тянет милиция, с другой – Панин. Одним словом, забрали в КПЗ всю компанию, четверых человек. Вообще-то нас было шестеро, но еще двое просто не влезли в милицейский «бобик». Помню, привезли нас в камеру, а там сидит народ убогий, настоящие алкоголики. Ну, думаем, ладно, завтра выпустят, мы же не пьяные. А нам местные обитатели говорят: «Ну, что вы, ребятки, сегодня же пятница: только в понедельник отпустят…». Мы загрустили: выходные для студентов провести в КПЗ не очень приятная перспектива, да еще и в институт сообщить могут, а тогда ведь с этим строго было. И тут оборачиваемся, и видим, что Андрей уже разулся, и удобно устроился на нарах в позе султана. Как будто всю жизнь здесь жил. Мы три дня веселились…».

    Для Андрея Панина театр-студия «Встреча» при Кемеровском госуниверситете запомнился навсегда. «Мне очень приятно это осознавать, - рассказывала впоследствии руководитель театра-студии «Встреча» Ирина Петрова, - Три года назад Андрей… приехал к нам в театр, где была совершенно потрясающая, непринужденная встреча с актером. И тогда он сказал всем нам: «Нет ничего лучше студенческого театра, где все – единомышленники, и играют для себя, для души». Тогда же он сказал, что его роль в «Альпийской балладе» - это его самая любимая роль. Я тоже была задействована в этом спектакле, но не на сцене – я «сидела на звуке», и помню прекрасную игру Панина. И еще помню, что та студия пантомимы, которую вел Панин, даже в те годы была замечена на международном уровне. Как-то сюда приезжали по обмену иностранные преподаватели и студенты, а потом фото Панина мы увидели в одной из японских газет».

    Первым местом работы Панина стал Минусинский театр. Но Панин считал, что его судьбой должна стать работа в Москве, а не в провинции, и после работы в Минусинском театре Андрей переехал в столицу, где снова предпринял попытку поступить в Школу-студию МХАТа. Это ему удалось с четвертой попытки. О своем поступлении Панин рассказывал: «Я обозлился. Не принимаете? Ну, я вам сейчас покажу. В какой-то момент я понял, что на конкурсной основе могу разрывать людей на части. Потому что я серьезный, опытный боец. Я остро почувствовал цель. А мне почувствовать цель - сложнее, чем потом ее достичь. Когда она поставлена - все. Я добьюсь. При этом могу долго ее не ставить и в задумчивости сидеть на берегу реки, наблюдая, как мимо плывут головы моих врагов».



    В роли собаки Шарика в спектакле Минусинского драмтеатра.

    В Школе-студии МХАТа Панин учился у Александра Александровича Калягина. О работе с Калягиным Панин рассказывал: «Калягин меня выделял, безусловно. Грубо говоря, на первом курсе пять по актерскому мастерству получил я один. Мне потом Покровская сказала: А чего тебя было учить? Ты был готовый артист. Это остальных надо было до тебя подтягивать. А тебя - корректировать. Но сам я у Калягина все же учился - всяким технологическим вещам: как к роли подходить, что в конкретный момент с ней делать. А так как он щукинский человек, все было довольно любопытно. Инородно, но интересно. Так что кое-чего я в Школе-студии поднабрал, определенно».

    В творческой мастерской Калягина Андрей получил те знания и умения, которые очень пригодились ему впоследствии во время работы в театре и кино. «Жили, Бог знает, как жили, раза три в год, а то и чаще, нас обязательно выгоняли из квартиры, иногда с милицией. Комнату-то снимали на двоих, а жили в ней человек пять, а то и шесть. Денег-то было мало. На стипендию разве проживешь? Еще поговорка была такая: ну не поели сегодня, завтра поедим», — вспоминал позже актер.

    Школу-студию МХАТа Панин окончил в 1990 году, после чего стал актером театра имени Чехова, где был занят во многих ролях, в основном – под руководством Олега Табакова. Настоящее мастерство актер оттачивал на театральной сцене, но широкую известность получил благодаря своим ролям в кино. Но путь Панина на экран был далеко не таким легким. О начале своей кинокарьеры Андрей позже рассказывал: «Когда я попал на «Мосфильм» и начал там набирать какие-то обороты, один очень известный артист мне сказал: скоро тебя начнут здесь любить со страшной силой, года через два так же сильно возненавидят, а потом все устаканится. Да. В какой-то момент начались разговоры, что у меня башню срывает, что я немного «ку-ку». Даже не немного, а «кукушечка» у меня приличная. Что свиным рылом в дорогую посуду и все такое... А потом попривыкли, успокоились. В посуду так в посуду - черт с ним, пусть залезает. Не думаю, что на меня кто-то из режиссеров особо жалуется».

    Фильмография Панина началась с картины «По прямой», снятой в 1992 году. Славы эта роль Панину не принесла, но доказав свою профессиональную пригодность, актер через пять лет смог реализоваться в картине «Мама, не горюй!», замеченной зрителями. В компании с Ниной Руслановой, Иваном Бортником и Евгением Сидихиным актер чувствовал себя уверенно. Режиссер фильма разрешил Панину встроить роль самостоятельно, так, как она виделась самому Андрею. И получилось это у Панина, по мнению режиссера Максима Пежемского, просто замечательно.

    Фактически, путь Панина к признанию и славе занял семь лет после окончания Школы-студии МХАТа. Однажды своего земляка случайно встретил Евгений Гришковец и в беседе Панин признался, что едва сводит концы с концами из-за очень низкого заработка в театре. Фактически актер шел к своей цели через нищету и неустроенность, но при этом не сдавался, верил в успех и в то, что сможет сполна реализоваться на актерском поприще.

    В 1998 году был снят телевизионный сериал «Чехов и Ко» по рассказам этого великого русского писателя. В ролях был задействован цвет российской актерской школы, в том числе и Андрей Панин. Дальнейшая фильмография Андрея Панина не раз удивляла зрителей и критиков своей многогранностью. Очень яркий персонаж был сыгран Андреем Паниным в фильме «24 часа». В 2000 году вышел на экраны фильм с участием Андрея Панина «Свадьба», получивший в том же году приз на Каннском фестивале. Нельзя обойти вниманием фильм, который принес актеру поистине массовую популярность – «Бригада», где Панину досталась роль милиционера.



    Андрей Панин в сериале «Бригада».

    Были и другие роли, благодаря которым раскрылся многогранный талант Панина - Вагит Валиев в фильме «Бой с тенью», роль отца главного героя в фильме «Шик», за которую Панин получил премию «Ника», и роль майора Агапова в «Трио». Яркие образы, удачно воплощенные Андреем Паниным, надолго запоминались зрителям. «Он знал эту жизнь прекрасно. То его сибирское прошлое, его приключения юности и молодости, он так хорошо знал 90-е, он так активно их прожил в разных слоях… Ни когда он не смог бы сыграть этих персонажей, которые мы знаем и любим в кино, если бы он не знал так хорошо эту жизнь», - рассказывал Евгений Гришковец.

    В интервью Андрей Панин особенно отмечал работу во время съемок сериала «День рождения Буржуя 2». Ему понравилась сплоченность коллектива и слаженность всей работы, умение участников съемочной группы быстро находить общий язык друг с другом. Эти качества были очень ценимы актером. «Режиссер там просто потрясающий, он сам актер и прекрасно понимает специфику профессии. Его и на площадке-то не видно было. Он ни с кем не спорит, все тихо-мирно», — рассказывал Андрей. Он также отмечал свою роль в фильме «24 часа»: «Роль в этом фильме была первой моей большой по объему актерской работой в кино. Фильм не прозвучал настолько, насколько хотелось бы, потому что тогда случился дефолт. Какое-то время это был единственный фильм, работа над которым продолжалась на постсоветском пространстве – просто уже имелись проплаты. Но позже процесс застопорился, а потом вышел хороший фильм «Брат», собравший все лавры. Если бы не обстоятельства, то «24 часа» могли бы с ним посоревноваться».



    В фильме «24 часа».

    Наравне с участием в таких телевизионных сериалах, как «Каменская» и «День рождения Буржуя», Андрей был востребован в экранизациях серьезных литературных произведений, в числе которых были «Шукшинские рассказы» и булгаковские «Записки земского врача» («Морфий»). Эти работы стали настоящими творческими удачами Панина, великолепный исходный материал позволял раскрыть мастерство и талант актера в полной мере. В фильме «Доктор Живаго» режиссера Александра Прошкина Андрей Панин снялся бесплатно, заменив актера, который не смог приехать на съемки. По словам Прошкина Панин за ночь освоил огромный объем текста. Хотя обычно к гонорарам Андрей относился очень внимательно. В интервью он рассказывал: «К материальным благам я стал внимательно, если не сказать трепетно, относиться еще во время работы во МХАТе имени Чехова, когда зарплата артиста составляла 100 рублей. Но это еще полбеды. Ведь у нас был целый отдел, который занимался отслеживанием левых заработков артистов. Ведь с каждого гонорара актер должен был отдать родному театру «десятину». Мы создали профсоюз молодых артистов, это было еще при жизни Олега Ефремова, серьезно мы тогда повздорили, и я решил, что на вольных хлебах чувствую себя более защищенным и довольным собой и миром. Мне нравится распоряжаться самим собой. Это риск, который здорово подстегивает. Заставляет крутиться, развиваться».



    Особо выделялась в фильмографии Панина роль Порфирия Петровича из произведения Достоевского «Преступление и наказание». О работе над этой ролью Андрей Панин рассказывал: «Очень любопытно и очень опасно. Все-таки Достоевский выплескивал на бумагу все, что у него на душе было, не заботясь о том, как его будут экранизировать. Сложно в сериальном формате это воплотить. Я играл Порфирия Петровича, и у меня было всего три сцены. Каждую из них в театре репетировали бы месяц. А мы снимали неделю – напряжение дикое». Однако не только роли в известных классических произведениях обеспечили Андрею Панину успех у зрителей и критиков. В фильме «Водитель для Веры» Андреем Паниным был создан феноменально яркий образ сотрудника КГБ. Роли злодеев в кино давались актеру легко и убедительно.

    Растущей популярности способствовали и другие фильмы с участием Андрея Панина. Он был задействован в съемках многих сериалов, в числе которых были сериалы «Граница», «Отрыв» и «Журов». Умение создавать яркие и выразительные образы было признаком настоящего мастерства, и это неизменно проявлялось во всех работах Панина. Актер часто работал на износ, мог в один день сниматься одновременно в нескольких картинах, его не останавливали болезни и плохое самочувствие. «Андрей не берег себя. Он жил, как играл – наотмашь. Не было ощущения никаких тормозов», - рассказывал Виктор Гинзбург.



    В год актер снимался в 5-6 фильмах. Панин не отказывался и от эпизодических ролей. «В «Жмурках» он сыграл абсолютно гениальный эпизод… А в других фильмах он сыграл самого себя», - рассказывал режиссер Алексей Балабанов. При этом актер не брался за съемки во всех проектах подряд, а тщательно подбирал роли и не хотел размениваться по мелочам. В последние годы своей жизни мечтал сняться в комедии. Панина начинало тяготить амплуа обаятельного наглеца, преследовавшего его в кинематографе.



    В фильме «Жмурки».

    Панин трижды снялся в фильмах режиссера Карена Шахназарова – в том числе в роли Чезаре Борджиа в картине «Яды, или всемирная история отравлений» в 2001 году и в роли Бориса Савинкова в картине «Всадник по имени Смерть» в 2004 году.



    В роли Чезаре Борджиа.

    А в 2005 году в личной жизни актера начался разлад. Из-за большого количества съемочных дней актер большую часть времени проводил в командировках. О напряженном режиме работы актер рассказывал в интервью: «К экспедициям я привык — сорок пять фильмов у меня, кажется. Единственное что — да, долго. Это напрягает. Хочется быть там, там, там. То, что я сейчас в успокоенном состоянии существую, с одной стороны, хорошо, с другой — утомляет. Мне надо все время перемещаться с одной площадки на другую. Хотя я, конечно, сейчас сам выбираю…».



    С Кареном Шахназаровым на съемках фильма «Всадник по имени Смерть».

    В результате гражданская жена Андрея Наталья Рогожкина переехала жить к маме. В это время Панин был замечен в компании фигуристки Марии Бутырской, которая позже рассказывала, что Андрей был совершенно не склонен к тусовкам, и как ни странно, старался сохранить семью. В 2006 году он сделал официальное предложение Наталье Рогожкиной, и они стали мужем и женой.



    Андрей Панин с супругой актрисой Натальей Рогожкиной.

    Андрей Панин хорошо говорил по-английски. Он старательно изучал иностранный язык в школе, и впоследствии месяц стажировался в Англии в Шекспировском театре, где совершенствовал не только язык, но и свое актерское мастерство. У Андрея Панина сохранились самые теплые воспоминания об этой поре, он рассказывал о ней со всей серьезностью, отбросив присущую ему склонность к шуткам: «Просто узнал от Аллы Борисовны Покровской, что фонд Сороса проводит такое дело. Собирают со всех стран мира актеров, скажем так, достаточно половозрелых в смысле искусства и ремесла. До тридцати пяти лет. Мне было тридцать четыре. Нужно было прочитать что-нибудь из Шекспира на английском и прислать им кассету. Я читал «Антония и Клеопатру». Причем нашел вариант на старом английском, когда у них в языке еще было ты. Не я нашел - барышня одна в Ленинке. В общем, взялся я за это дело и выиграл. Был представителем от России. Там были еще литовка, латышка, один парень из Румынии, другой из Венгрии - отличный венгр, кстати. Это восточный блок. Еще несколько англичан и много американцев. Всего тридцать с чем-то человек. Провел я там, значит, месячишко, плотно поработали. С нами занимался Саймон Макбени, он был в свое время правой рукой Питера Брука. Привозил в Москву спектакль Улица крокодилов, на Таганке показывал. Люди сначала не поняли ничего, ползала всего собралось, а на следующий день уже битком, на люстрах висели. Он очень серьезный фрукт, экстремальный такой шотландец. В разгар войны в Югославии захотел сделать спектакль с сербскими артистами - и поехал туда».

    В 2007 году актеру была вручена премия «Стиль года». В интервью Андрей Панин говорил по этому случаю: «Не знаю только, к какому стилю себя отнести. Ну, стильный и стильный, хорошо. Я очень веселился по этому поводу. Мне сказали: «А что, действительно у тебя какая-то стильная манера игры». А я к стилю отношу только вопрос вкуса и в определенной степени мастерства. Если есть стиль, значит, есть набор неких приемов, которые работают. Ну, а так, какой у меня стиль? Внешне – вряд ли».



    Режиссер фильма «Generation П» Виктор Гинзбург снял Панина в роли водителя и считал, что именно благодаря Андрею персонаж в фильме получился особенно удачно. Режиссер отмечал, что любой дубль, сделанный актером на площадке, был очень хорош, и каждый из них можно было использовать. Во время съемок этой картины Евгению Гинзбургу поступил звонок из США. Продюсеры одной голливудской картины через Гинзбурга предложили Панину роль в американском фильме-катастрофе, но Панин отказался от этой роли из-за занятости в России, несмотря на хороший гонорар и перелет в США первым классом. У Андрея были и другие предложения сниматься за границей, от которых он также отказывался. В интервью он рассказывал: «Европейцы тоже приглашали, там на Би-би-си я пробовался на космического конструктора Королева. Мне было интересно сыграть это на языке. Я прошел кастинг. Но когда узнал, что они моему другу предложили за неделю гонорар, который я собирался с них взять за день, то потихоньку слинял, потерялся».



    Андрей Панин с Михаилом Пореченковым.

    Удачными получилась роли Панина в фильмах «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Кандагар». Андрей Панин попробовал себя в качестве режиссера телевизионного сериала «Полный, вперед!». О работе над этим сериалом Андрей рассказывал: «В основе этого сериала лежит цепь случайностей. Денис Евстигнеев и Ираклий Квирикадзе думали над тем, чтобы снять мелодраматическую комедию, доброе кино. Вспомнили фильм «Верные друзья». Из той истории взята мысль о том, что порой бывает очень нужно бросить грешную жизнь, отрешиться от суеты и попытаться ответить на вопрос: Куда ты идешь? Евстигнеев мне сказал: А почему тебе не снять этот фильм? Затем при встрече с Александром Галиным обмолвился об этой идее, и тот с радостью согласился написать сценарий. Это не римейк, а микс, что-то среднее между «Верными друзьями» и «Трое в лодке, не считая собаки». От «Верных друзей» там осталась только сама идея: люди бегут от нервов, пытаются вернуться назад, в свое детство, к чему-нибудь настоящему и чистому. Съемки на воде были, естественно, связаны с разными казусами. Оказалось, чтобы управлять плотом, требуется мастерство. И хотя все происходило под строгим руководством профессиональных плотогонов, не обошлось без экстрима. В первый же день на первом же повороте плот сел на мель. Спрыгнуть с плота было нельзя, тем более что вместе со взрослыми был маленький сын Назарова - его хотели прокатить заодно. Снять с мели тоже было не так просто - работы на полдня, ведь плот огромный. И только, наконец, снялись с мели, как въехали мачтой в линию электропередачи. Треск стоял страшный».



    Андрей Панин на съемках с Юлией Рутберг.

    Также в качестве режиссера Андрей Панин принял участие в работе над фильмом «Внук Гагарина». Это трогательная история о художнике Федоре, который неожиданно узнал о том, что у него есть родной брат-негритенок, который живет в детдоме. Он забрал 12-летнего Гену к себе, и в его жизни появилась масса проблем. Мало того, что давало о себе знать детдомовское воспитание, так еще и цвет кожи ребенка сильно смущал окружающих. Узнав об этой картине, дочери Юрия Гагарина подали в суд, так как по их мнению в картине содержалась информация, порочащая имя их отца, и фильм накануне выхода на экраны был переименован: «Внук космонавта».

    В 2006 году Андрей Панин создал актерскую мастерскую во ВГИКе. О своей работе преподавателя актер рассказывал в интервью: «Я создал свою мастерскую, чтобы обучать молодежь актерской профессии. Мы начинали со студенческого театра МГУ, но МГУ все же не готовит профессиональных актеров. Я ушел во ВГИК, взяв несколько студентов. Добор сделал жесткий. После первого курса из 25 человек осталось 4. Наполеон признавал трудолюбие основой успеха. Я с ним согласен. Если в конце учебы выпущу 7 человек, буду считать, что что-то сделал. От воинствующего дилетантизма надо избавляться. Зато одаренных ребят перевожу на бесплатную форму учебы. Актерская профессия жесткая. В ней нет слесарей второго разряда, только высшего».



    Андрей Панин в фильме «Орда».

    В 2011 году Андрей Панин начал сниматься в российском сериале о жизни Шерлока Холмса в роли доктора Ватсона. И хотя он часто играл очень активных персонажей, героев боевиков и злодеев, в жизни он был человеком, по собственному признанию, бесконфликтным. В интервью Андрей рассказывал: «Все мы, творческие люди, можем пошипеть друг на друга, руками помахать, но это рабочие моменты. Я обычно стараюсь выскользнуть из конфликта. Мягкие стили продуктивнее. Я разговаривал с одним в прошлом очень успешным диверсантом, который прошел все: Египет, Ливан… Он вот именно так считает. А я называю такой стиль «техникой холодного пельменя».



    На съемочной площадке сериала о Шерлоке Холмсе.

    В результате гражданского брака с экономистом Татьяной Французовой у актера родилась дочь Надя, а от брака с актрисой Натальей Рогожкиной у Андрея два сына - Петр и Александр. Когда Андрей и Наталья познакомились, ей было 20 лет, а ему – 32. Наталья переехала к Андрею в общежитие лишь спустя два года после знакомства. Своего восхищения супругом Наталья не скрывала. Она была убеждена, что Андрей мог бы очень многогранно проявить себя в режиссуре. По ее признанию голова Андрея была полна разнообразных гениальных идей. «Если бы по натуре Андрей не был Обломовым и менеджерской частью и продвижением его талантов занимался кто-то другой, он добился бы большего», — рассказывала в интервью Наталья.



    Андрей Панин с супругой актрисой Натальей Рогожкиной.

    Андрей очень любил рисовать. О своем увлечении он не любил говорить и рисовал без претензии на профессионализм. О том, что он мог часами сидеть в комнате за любимым делом, знали только самые близкие, но и они до конца не понимали смысл его рисунков.



    Но впоследствии художественная ценность картин Панина была подтверждена специалистами: «Эти работы сделаны на высоком профессиональном, качественном уровне, это не любительские работы. В картинах художника Панина столько же художественной ценности, сколько и в работах Панина-актёра и Панина-режиссёра», — таким было мнение искусствоведа Елизаветы Земляновой.



    Эмоциональная и художественная насыщенность работ содержала сюрреалистические сюжеты, карикатурность, шаржированность и некую абсурдность образов наряду с изобилием мелких деталей.



    Вся эта неоднозначная палитра создавала свой неординарный стиль, схожий с манерой гениального Сальвадора Дали. Жена Андрея Наталья была уверена, что Панин мог бы сделать себе громкое имя как художник. «Андрей рисует и выбрасывает рисунки. Наши близкие друзья просто в шоке от того, что он не развивает такое дарование, — рассказывала Наталья. — В который раз я убеждаюсь в правоте высказывания «Если человек талантлив, он талантлив во всем». Но при всех своих талантах актер так и не научился пользоваться компьютером. Среди других увлечений Панина были охота и рыбалка. Он рассказывал: «Я всегда любил рыбалку, но постепенно друзья втянули меня в охоту. Так что оружие в руках я держу только при этих обстоятельствах. Оказалось, это очень странное ощущение – ждать в засаде, сливаться с ружьем. А стрелять в животных – это как в драке: страшно до и после, а во время – нет».



    Если кто-то из журналистов интересовался отношением Панина к алкоголю, то Андрей часто отшучивался: «Есть такой анекдот. Прибегает молодой артист к маститому и говорит: «Мне в первом акте нужно сыграть выпившего. Как?» Маститый говорит: «Выпей стакан и играй». Выпил, сыграл. Опять бежит к маститому: «А во втором акте нужно сыграть чуть более хмельного…» - «Так выпей два стакана!» Опять выпил, опять сыграл. Снова бежит к мастеру: «А в третьем акте мне надо совсем нетрезвого изобразить…» А маститый ему: «Ну, тут уж надо на мастерстве!» Вывод какой? Если надо, если это в работе помогает, можно и выпить. Но помогает, как правило, редко...».



    Актеры Андрей Панин и Денис Никифоров на съемках фильма «Бой с тенью-2».

    Андрей совершенно не интересовался политикой: «Я человек аполитичный. Всех призываю политикам не верить. Политика и мораль – вещи несовместные, как гений и злодейство. Я лично, как резидент по призванию и дезертир по поведению, не люблю ходить строем и петь хором. Даже в армии не служил. Чтобы отдавать честь по несколько раз в день? Да никогда!».



    Несмотря на плотный график работы, Андрей всегда оставался семейным человеком, понимающим важность домашнего очага и хороших взаимоотношений с родными и близкими людьми. В интервью он рассказывал: «Папа у меня человек въедливый, он восстановил генеалогическое древо вплоть до XVI века. Фотографий набралось масса. Мне всегда хотелось заключить их в большие рамки и повесить в комнате, но жена моя Наталья сделала по-другому. Модернизировала идею – все снимки поместила в отдельные маленькие рамочки. Теперь у нас вся стена в фотографиях – хорошо получилось. Там висят фото тех, кого я хорошо знаю и не очень. Ее и мои родные».



    Андрей Панин с сыном.

    Андрей Панин трагически ушел из жизни 6 марта 2013 года на самом пике своей творческой карьеры. Судмедэксперты, исследовавшие тело актёра, пришли к выводу, что получить такие раны случайно невозможно, и что актёр был убит. Тело Панина было обнаружено около 11 часов утра 7 марта 2013 года в квартире дома на Балаклавском проспекте в столице. В эту квартиру Андрей часто приезжал на отдых после съемок, в то время как семья жила в доме за чертой города. Одной из выдвигавшихся причин смерти был несчастный случай. Актёр был обнаружен лежащим на полу, и, как полагали поначалу специалисты, он упал с высоты собственного роста и ударился головой. Первой предварительной причиной его смерти была потеря крови, однако на следующий день после загадочной смерти Панина судмедэксперты пришли к выводу, что перед смертью артист был жестоко избит, его лицо было изуродовано, в ранах были найдены осколки стекла, а на коленях — гематомы. Согласно источникам из судмедбюро, Панин, скорее всего, сопротивлялся и ранил убийцу. Странные звуки и стоны слышали соседи, не уделив им должного внимания. По сообщению официального представителя СК РФ Владимира Маркина, следователи возбудили уголовное дело по факту смерти актёра Андрея Панина в Москве. Дело возбуждено по части 4 статьи 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшего).

    Буквально за несколько часов до трагической гибели актера академия кинематографических искусств России объявила номинантов на ежегодную премию «Ника», среди которых был и Андрей Панин – за лучшую мужскую роль в фильме «Искупление» (второго плана).

    Прощание с актёром прошло 12 марта 2013 года в Московском Художественном театре имени А.П.Чехова. После гражданской панихиды состоялось отпевание в храме Николая Чудотворца в Троекурове.



    Андрей Панин был похоронен на Троекуровском кладбище рядом с Владиславом Галкиным.



    Символично, что оба актёра умерли в одиночестве на съёмных квартирах при невыясненных обстоятельствах.



    Друзья Андрея Панина провели собственное расследование гибели актера. Особенно маловероятной им казалась версия, при которой Панин мог выпивать с кем-то у себя в квартире, после чего произошел конфликт, который закончился пьяной дракой. Друзьям актера эта версия казалась маловероятной. Геннадий Русин отметил, что артист вел здоровый образ жизни и занимался спортом. Еще один товарищ Панина, Евгений Ермаков, в интервью сообщал, что если Панин и выпивал, то только вино. «Не могу назвать на свете причины, чтобы Панин стал пить просто водку, а тем более дешевую! Он предпочитал очень дорогое, хорошее, красное вино, чилийское, аргентинское», – говорил Ермаков. Знакомые артиста утверждали, что депрессии у Панина не было. По словам еще одного его друга, Бориса Полунина, незадолго до трагедии он обсуждал с Паниным работу, и актер говорил ему, что из-за большой занятости отказывается от двух проектов. «Депрессии даже рядом не было. И повода к тому не было, и состояние его последнее время было таким, что ничего не намекало на депрессию. Были времена хуже, но и тогда он справлялся!», – сказал Полунин.

    Андрей Панин был очень разным и во многом непредсказуемым человеком, по мнению его друзей. Одни из них говорили, что Андрей был жизнелюбом и никогда не думал о плохом, другие рассказывали, что он был очень ранимым, но тщательно это скрывал. «Улыбающийся Андрюша с грустными глазами» - именно так охарактеризовал его друг актёр Алексей Маклаков. Близкое окружение актёра характеризовало Панина как человека, который умел кинуться в омут с головой: отдыхал так, как работал, - полностью погружаясь в сиюминутность происходящего. Но главное - каждый, кто с ним работал, называет его отличным профессионалом, таким, каких сейчас действительно мало. Была ли это эпизодическая роль, как в фильме «Жмурки», или главный отрицательный характер, как в сериале «Бригада», Панин выкладывался на сто процентов. Сергей Безруков на своём сайте писал: «Погиб Андрей Панин. Потрясающий актёр. Когда мы снимались с ним в «Бригаде», он напоминал мне молодого Николсона. Сколько бы он успел ещё сделать как актёр и как режиссёр! Посмотрите его режиссёрскую работу «Внук Гагарина» - замечательная, пронзительная картина».

    Через год после смерти артиста дело о его гибели, по некоторым данным, было закрыто. Согласно другим источникам расследование продолжалось и окончательной версии произошедшего ещё не было. Ряд коллег, в том числе актёр Александр Яценко, режиссёр Александр Прошкин и ближайший друг Панина Геннадий Русин, обнаруживший его тело, по-прежнему уверены, что имело место убийство. В начале 2015 года со ссылкой на вдову актёра сообщалось, что СК РФ закрыл дело о его гибели за отсутствием состава преступления.

    После ухода Андрея Панина из жизни его друзья организовали выставку его рисунков. Инициатор выставки и близкий друг Панина Геннадий Русин рассказывал: «Мы хотим не просто рассказать об Андрее как об очень талантливом художнике — картины станут его новым рождением. Есть огромный резонанс вокруг этих рисунков в соцсетях, в творческом сообществе. Уникальные рисунки, уникальные его фотографии раскрывают его другой мир. Мы привыкли видеть Андрея в брутальном образе, а на фотографиях неординарного нашего Андрея, сделанных друзьями, он предстанет человеком-праздником. Он был исключительным, уникальным человеком, не соответствующим своему образу в кино…».



    Автопортрет.

    Об Андрее Панине был подготовлена телевизионная передача из цикла «Мой серебряный шар».





    Текст подготовил Андрей Гончаров

    Использованные материалы:

    Текст статьи «Актер Андрей Панин: фильмография, биография, фото», автор текста Е.Маляр
    Материалы сайта www.biopeoples.ru
    Материалы сайта www.kinofilms.ua
    Материалы сайта www.vesti.ru
    Материалы сайта www.peoples.ru
    Материалы сайта www.kemerovo.bezformata.ru
    Текст статьи «Картины Андрея Панина», авторы Алена Шиврина и Юлия Родионова
    Текст статьи «Актёра погубило равнодушие», автор Юлия Александрова
    Текст интервью «Только вперед!», автор Татьяна Хорошилова
    Текст интервью «Человек – это высокоорганизованная свинья», автор Александра Иванова
    Текст интервью «Они думают, здесь все сидят, бамбук курят, бесплатно сыграть – за счастье почтут», автор Дмитрий Савельев
    Текст интервью «Когда меня «убивают», получаю удовольствие», автор Алекс Сингал
    Текст интервью «Сотрудники милиции держат меня за своего», автор Марина Долина
    Текст интервью «Я резидент и дезертир», автор Марина Суранова
    Документальный фильм «Всадник по имени Жизнь»



    Фильмография:

    1990 По прямой
    1994 Прохиндиада-2, или бег на месте
    1997 Мама, не горюй
    1997 День полнолуния
    1999 Мама
    1999 Каменская - 1 - сериал
    2000 Вместо меня
    2000 Женщин обижать не рекомендуется
    2000 24 часа
    2000 Свадьба
    2000 Граница. Таежный роман
    2000 Артист и мастер изображения
    2000 Нежный возраст
    2000 День рождения буржуя-2 - сериал
    2000 Яды или всемирная история отравлений
    2001 Пятый угол - сериал
    2001 Семейные тайны -сериал
    2001 Бригада - сериал
    2002 Калашников и Спартак
    2002 Каменская-2 - сериал
    2002 Летний дождь
    2002 Даже не думай
    2003 Жизнь забавами полна 2003 Шик
    2003 Трио
    2003 Каменская-3 - сериал
    2004 Всадник по имени смерть
    2004 Даже не думай - 2. Тень независимости
    2004 Водитель для Веры
    2004 Человек-амфибия. Морской дьявол
    2004 Бой с тенью
    2005 Жмурки
    2005 Полный вперед
    2005 Мама, не горюй! - 2
    2005 Доктор Живаго - сериал
    2006 Сволочи
    2006 Последний бронепоезд(Россия-Беларусь)
    2007 Преступление и наказание
    2007 Внук космонавта
    2007 Ванечка
    2007 Бой с тенью 2: Реванш
    2008 Старшая жена
    2008 Пробка
    2008 Поцелуй не для прессы
    2008 Обреченные на войну
    2008 Морфий
    2008 Каменская-5 - сериал
    2008 Иллюзия страха(Украина)
    2009 Кандагар
    2009 Журов - сериал
    2009 Волки (Беларусь)
    2009 9 мая. Личное отношение - киноальманах
    2010 Утомленные солнцем 2: Предстояние
    2010 Одно звено(Казахстан)
    2010 На измене
    2010 Журов-2 - сериал
    2010 Близкий враг
    2010 Апельсиновый сок
    2011 Каменская-6 - сериал
    2011 Высоцкий. Спасибо, что живой
    2011 Бой с тенью 3: Последний раунд
    2011 Generation "П"
    2011 Моя безумная семья
    2011 Искупление
    2011 Отрыв
    2011 Орда
    2012 Икона (Грузия, Россия)
    2013 Шерлок Холмс -сериал
    2013 Пока еще жива
    2013 Бомба (Украина)
    2014 Гетеры майора Соколова - сериал




    28 мая 1962 года – 6 марта 2013 года

    Похожие статьи и материалы:

    Панин Андрей (Цикл передач «Мой серебряный шар»)
    Панин Андрей (Документальные фильмы)



    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!


    Панин Андрей Владимирович (Актёры)
    Роман Последний год Андрея Панина . https://www.chitalnya.ru/work/1923142/ Великие актеры уходят, и от них остается короткая статья в Википедии, еще память и фильмы, воспоминания друзей и близких. И всё. Человек стал легендой. Роман "Последний год Андрея Панина" - единственный в своем роде, в нем рассказывается о том, что мучило Панина в последний год его жизни, о его любви и надеждах, и конечно, о тайне его гибели.

    Михаил Белозеров [2017-05-10 07:31:00]

    Панин Андрей Владимирович (Актёры)
    Необыкновенное обаяние актёра Андрея Панина усилило как катализатор мою реакцию на известие о его трагической гибели... Действительно (давно замечено), что преждевременно, а часто и при не до конца понятых обстоятельствах, уходят лучшие... Андрей Панин... Появление его имени в титрах для меня означает одно:я не зря нажал на кнопку, пожелав посмотреть этот фильм. Кто-то предполагает, что манера его игры не совсем вписывается в систему К. Станиславского. Я же, не вскрикиваю "Верю!", потому что забываюсь, что смотрю фильм, а не являюсь участником действия... Такова сила реалистичности мастерства замечательного актёра Андрея Панина.

    Валерий Базаров [2015-04-23 10:20:19]




  • Все статьи

    имя или фамилия

    год-месяц-число

    логин

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»