"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.

google_2
 


google_3














  • Искусство | Режиссура

    Герасимов Сергей Аполлинариевич



    Народный артист СССР (1948)
    Герой Социалистического Труда (1974)
    Лауреат Государственной премии (1941, за фильм «Учитель»)
    Лауреат Государственной премии (1949, за фильм «Молодая гвардия»)
    Лауреат Государственной премии (1951, за фильм «Освобождённый Китай»)
    Лауреат Государственной премии (1971, за фильм « У озера»)
    Лауреат Ленинской премии (1984)
    Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1940)
    Кавалер ордена Красной Звезды (1944)
    Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1950)
    Кавалер ордена Ленина (1966)
    Обладатель первой премии на Всесоюзном кинофестивале (1958, за фильм «Тихий Дон»)
    Обладатель премии за лучшую режиссуру ВКФ (1958, за фильм «Тихий Дон»)
    Обладатель большой премии «Хрустальный глобус» «За создание широкой панорамы жизни народа» МКФ в Карловых Варах (1958, за фильм «Тихий Дон»)
    Обладатель большого приза МКФ в Москве (1967, за фильм «Журналист»)
    Обладатель главного приза МКФ в Карловых Варах (1970, за фильм «У озера»)
    Обладатель первой премии «За глубокую разработку актуальной и современной темы» ВКФ (1973, за фильм «Любить человека»)
    Обладатель специального приза «За масштабность воплощения исторической тематики» ВКФ (1981, за фильм «В начале славных дел»)
    Обладатель специального приза «За масштабность воплощения исторической тематики» (1981, за фильм «Юность Петра»)
    Обладатель большой премии «Хрустальный глобус» МКФ в Карловых Варах (1984, за фильм «Лев Толстой»)
    Обладатель главного специального приза и диплома ВКФ (1985, за фильм «Лев Толстой»)




    «Режиссер в известном смысле летописец. Он находится в постоянном поиске героя нашего времени». Сергей Герасимов.




    Сергей Герасимов родился 3 июня 1906 года в поселке Десятилетие Чебаркульского района недалеко от Чебаркуля и села Малково (сейчас – Челябинская область).

    Поселок, получивший название в советское время, был заимкой, которую купил Аполлинарий Герасимов. Сергей Герасимов был крещен в Кундравах, а так как по православным канонам крещение считается настоящим рождением человека, существует версия о том, что Герасимов родился в селе Кундравы.

    Отец Герасимова, Аполлинарий Алексеевич, - был по происхождению дворянином, участвовал в революционном движении, за организацию социал-демократических кружков среди рабочих Путиловского завода был арестован и сослан на каторгу. Политической ссыльной была и мать Сергея Аполлинариевича - Юлия Борисовна. Его родители долгие годы провели в Сибири, потом перебрались на Урал, где отец стал работать инженером-технологом на Миасском заводе. Вскоре он трагически погиб во время геологической разведки, оставив пятерых детей. Младшему, Сергею, тогда едва исполнилось три года. Потеря отца тяжело сказалась на материальном положении семьи. Но, несмотря на все трудности, детство Сергея было веселым и озорным. Скромная и простая женщина Наталья Евгеньевна, ставшая его няней, сыграла, по словам Сергея Аполлинариевича, главную роль в его воспитании, научила его воспринимать природу, рисовать, привила ему доброе отношение к окружающему миру.

    Сергея Герасимова выделяла среди сверстников исключительная впечатлительность и особо острая восприимчивость к искусству. В возрасте 8 лет в Екатеринбурге он попал в театр на оперу «Евгений Онегин», и первые же звуки вступления потрясли мальчика.

    В 1915 году Сергей поступил в реальное училище в Екатеринбурге. Тяжелое материальное положение вынудило семью переехать в Красноярск, где Герасимов продолжил учебу, работая одновременно на заводе. В это время 14-летний Сергей Герасимов оказался единственным кормильцем семьи.

    В 1923 году Герасимовы возвратились в Екатеринбург. В то время почти во всех крупных городах страны открывались различные студии, школы и мастерские. В одну из театральных студий города поступил Сергей. Однако, кроме разочарования эта студия ему ничего не дала. В 1923 году семнадцатилетний Сергей попал в Петроград, где жил тогда его старший брат. В начале 1920-х годов Герасимова манил театр, но поступил он в художественное училище. Позже Сергей Аполлинариевич вспоминал, что решающую роль в этом сыграло желание матери, сестры и братьев. Днем он стоял у мольберта в училище живописи, где, по его собственному признанию успехов не делал, а по вечерам выходил на сцену только что открывшегося Экспериментального театра, однако вскоре оставил его, продолжая аккуратно посещать художественное училище. Прошел год, и произошло событие, решившее его судьбу. Товарищ, работавший за соседним мольбертом, однажды предложил Герасимову пойти в ФЭКС (фабрика эксцентричного актера). Дух обновления, свойственный всей жизни страны, находил своеобразное преломление и в искусстве. Герасимов вступил в мастерскую в переломный момент ее существования: из театральной она превращалась в кинематографическую.

    Свою сценическую деятельность Сергей Герасимов начинал как актёр, впервые дебютировав в фильме режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Мишки против Юденича» в эпизодической роли шпика в 1925 году. В мастерской «ФЭКС», где прошли первые годы актёрской деятельности Герасимова, он прошёл школу эксцентричного актёра, проявив себя актёром гротескового плана и мастером острого и графически-чёткого рисунка образа.

    Во всех актерских работах ощущались тонкие, ясные мотивировки поведения, социальная принадлежность, определенный психологический тип. Особенно ему удавались роли романтических злодеев. В 1928 году он окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств. В дальнейшем, не оставляя актерской работы, он начал заниматься преимущественно режиссурой, во многих фильмах выступая в качестве сценариста.

    В период с 1924-го по 1929-й годы Герасимов много снимался в кино, зрители увидели его в фильмах «Чёртово колесо», «Чужой пиджак», «Братишка», «Обломок империи», «Новый Вавилон», «Шинель» и «Союз великого дела». Впоследствии Сергей Герасимов занялся режиссурой, не оставив актёрскую деятельность. Кроме того, во многих фильмах он выступал как сценарист. Также большое место в жизни Герасимова занимала педагогическая деятельность, с 1930 года Сергей Герасимов стал режиссером кинофабрики «Совкино». Также он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».



    В фильме «Новый Вавилон».

    Режиссёрский дебют Герасимова состоялся в 1929 году. Он снял фильм «Двадцать два несчастья» совместно со сценаристом С.И.Бартеневым. Вскоре Герасимов снял ещё два фильма - «Сердце Соломона» в 1932 году и «Люблю ли я тебя?» в 1934 году. Это было немое кино. Вскоре своеобразие режиссёрского таланта Герасимова проявилось в его первом звуковом фильме «Семеро смелых», снятом в 1936 году. Картина, рассказывала о жизни молодых комсомольцев, их буднях, стремлениях и победах. Выпускник ВГИКА 1958 года Эльдар Шенгелая вспоминал: «Эта картина, которую я потом смотрел неоднократно, «Семеро смелых», эта романтика, эти чистые, смелые люди … они были для нас и примером, и вдохновением … восторженно смотрели!». В этом, по сути, дебютном фильме Герасимов проявил себя не просто режиссёром, а педагогом, воплощавшим свои замыслы через глубокую работу с актёрами. Сергей Герасимов работал над этим фильмом совместно с коллективом воспитанных в его мастерской актёров – Петром Олейниковым, Татьяной Макаровой, впоследствии ставшей его женой, актрисой многих его фильмов и руководителем мастерской во ВГИКЕ, и другими актерами. Именно после этого фильма стал виден режиссёрский почерк Герасимова – зритель видел в кадре живые, обаятельные характеры персонажей, непринуждённость экранной атмосферы, сочетание бытовой достоверности и героико-романтического пафоса 1930-х годов.

    В этом же ключе Герасимов снял следующие картины. Одной из них был фильм «Комсомольск» в 1938 году, повествовавший о строительстве нового города в тайге, и показывавший будничный, повседневный героизм молодых строителей. Фильм «Учитель» в 1939 году, получивший позже Государственную премию СССР, выделялся среди фильмов того времени вызывающей не героичностью персонажей и простотой житейской истории. Сергей Герасимов считал этот фильм лучшей своей работой. В главных женских ролях в этих фильмах Герасимова снялась Тамара Макарова.

    В своем творчестве Герасимов не забывал использовать наследие русской мировой культуры, придавая его популяризации большое значение в духовной жизни человека. В 1941 году он снял фильм «Маскарад» по драме Юрия Лермонтова. Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме была роль Неизвестного в исполнении самого Герасимова.

    Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война не остановила работу режиссёра. Совместно с другими деятелями киноискусства Герасимов снимал «Боевой кино-сборник №1» в 1941 году, фильмы «Непобедимые» в 1943 году и «Большая Земля» в 1944 году. Эти фильмы рассказывали о героической борьбе советского народа на фронте и в тылу, и были призваны поднять боевой дух советских людей.

    С 1944-го по 1946-й годы Сергей Герасимов возглавлял Центральную студию документального фильма, в 1944 году вернулся к педагогической деятельности, руководил объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе.

    В 1948 году совместно со студентами соей актёрской мастерской Герасимов снял фильм «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева. В фильме была показана героическая борьба молодых подпольщиков против фашистского наступления.

    Инна Макарова, актриса, выпускница ВГИКа, сыгравшая в этом фильме Любку Шевцову, вспоминала: «Работать над «Молодой гвардией» я начала на третьем курсе. Герасимов сказал, что Фадеев написал прекрасный роман, который нам очень подходит. Книгу я читала в Ленинской библиотеке в журнале «Звезда». Потом Герасимов велел нам делать этюды по роману. Я играла избитую девочку, которая поет песню «Дивлюсь я на небо и думку гадаю…» В самом начале Любу Шевцову по задумке Герасимова должна была сыграть другая студентка, а меня режиссер ориентировал на роль Вали Борц. Но тут я сыграла Кармен по произведению Мериме в спектакле Лиозновой. Это все изменило. Смотреть постановку пришел сам Фадеев. Увидел меня и сказал: «Не знаю, какая была Кармен. Но то, что это Любка Шевцова, я вас уверяю». Вскоре ко мне подошел шофер Фадеева и сообщил: «Любку ты будешь играть. Фадеев сказал». Сергей Аполлинариевич определил, что мне для роли надо перекрасить и завить волосы. А куда мне было идти без знакомств, без денег? Супруга Герасимова Тамара Федоровна взяла меня за руку и привела сначала к своему мастеру в «Националь», потом – к личному косметологу».



    Другая участница съемок, актриса Нонна Мордюкова, сыгравшая в фильме «Молодая гвардия» Ульяну Громову, также делилась воспоминаниями о Сергее Герасимове: «Когда приехала в Москву поступать в Институт кинематографии, первое, что увидела во ВГИКе – лысина. Принадлежала она Сергею Герасимову, нашему мастеру. Хотя Сергей Аполли-нариевич был приветливым человеком, поначалу этой лысины боялись все – и талантливые, и не очень. Паника охватила на втором курсе: стало известно, что Герасимов будет снимать «Молодую гвардию» силами своих студентов. Конечно, актеры мы были зеленые, о профессионализме тоже не говорю, но войну видели своими глазами, поэтому врать не могли. Как и другим, мне казалось, что без меня Герасимов не обойдется. И студентка, репетировавшая Ульяну Громову на сцене студии, виделась мне совершенно не подходящей: слишком красивая, вальяжная и изнеженная. Это была Клара Лучко. Сергей Аполлинариевич посмотрел ее и сказал, что, возможно, перераспределит роли. На следующий день он поручил своей ученице Тане Лиозновой разработать образ Громовой со мной. Потом он признавался, что увидел мое с Ульяной внешнее сходство. Во время съемок Герасимов нам повторял: научиться работать можно и на одном фильме, но при условии, что у актера есть что-то внутри. Сергей Аполлинариевич внушил нам любовь к мастерам и презрение к дилетантам. Он выдал нам путевку в творческую жизнь. После «Молодой гвардии» меня пять лет не снимали: «Толку-то с ней что-то делать? – рассуждали режиссеры. – Какую роль ни дай, все одно – на экране будут видеть Ульяну Громову». Но Герасимов нас не оставлял. Зная, что, несмотря на бешеную популярность, продолжаем мыкаться по углам, иногда подкидывал какую-то работу».

    Картина была показана Сталину, и ему не понравилась. Как фильму, так и роману, вождем были приписаны серьезные идейные ошибки. Сталин увидел неполноценные образы большевиков-подпольщиков, попавших из-за своей беспечности в плен к немцам, не по возрасту мудрое поведение молодых героев Краснодона, особенно их вожака — Кошевого, неоправданную панику во время эвакуации, словно ее не было и не могло быть, когда враг оказался на подступах к городу. Картине не помогло аргументированное выступление Фадеева на совещании у Сталина, проходившее с участием Жданова, Молотова и Ворошилова. После критики Сталина Герасимов потратил большие усилия на переделку фильма. Она велась параллельно с работой Фадеева над романом, что задержало выход фильма на экраны почти на полтора года. Особенно придирчиво относился Сталин к собственному изображению. Достаточно было Герасимову, под руководством которого снимался фильм, посвященный Ялтинской конференции союзников, показать генералиссимуса в равном положении с Рузвельтом и Черчиллем, чтобы это встретило крайнее недовольство. В фильме пришлось предоставлять больше места советскому лидеру, добавлять его «крупные планы», подчеркивать его превосходство перед союзниками. Все это было исполнено, но Герасимов долго пребывал в немилости за допущенную оплошность.

    При всем этом правдивость была для режиссёра важнее всего – здоровья, славы и наград. После выхода «Молодой гвардии» на экраны Инна Макарова вспоминала: «Картина шла месяц по всем городам страны! Триумфально! Люди наизусть знали фильм, но если б ещё месяц показывали, всё равно бы шли смотреть…». В 1949 году фильм получил Сталинскую премию I степени. Это означало, что Сталин простил талантливого, но непокорного режиссёра.

    О способности режиссёра, если нужно, идти наперекор приказам «верхов», говорил ещё один эпизод из жизни Герасимова. Знаменитый фильм Александра Аскольдова «Комиссар» буквально обязан Сергею Аполлинариевичу своим существованием. Как оказалось, Герасимов полностью проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ об уничтожении всех негативов «антисоветского» фильма. Лишь после смерти Герасимова в его сейфе был найден единственный сохранившийся негатив фильма «Комиссар», хранившийся долгие годы.

    В 1950 году Герасимов совместно с киноработниками КНР снял документальный фильм «Освобождённый Китай», удостоенный в 1951 году Государственной премии СССР. В 1952 году вышел на экраны фильм «Сельский врач», повествовавший о людях в советской деревне. В этой картине снова была видна рука мастера, удивительно тонко сплетающего перипетии личной жизни и профессионального становления героев фильма.

    В 1958 году Сергей Герасимов снял одну из своих самых известных своих картин – «Тихий Дон» по одноименному роману Михаила Шолохова. Картина была снята в жанре народной драмы и на многие годы стала одним из самых любимых фильмов у советского народа. В нем Герасимов передавал правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. В этом фильме был рассказ о трудностях войны, многим советским зрителям знакомые не понаслышке, становление человеческих характеров, любовь и жизненная драма. Немногим известно, но идея снять «Тихий Дон» пришла к Герасимову ещё в 1939 году, именно тогда он с ней обратился в ГУФК, но получил отказ, из-за того, что тогда было заметно отдаление Шолохова от Сталина. Герасимову сказали, что не имеет смысла экранизировать роман, который, при всех его достоинствах, выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, и обречённого историей. И только в 1956 году, после смерти Сталина, Герасимов смог начать работу над своим замыслом. Первая серия фильма вышла на экраны в ноябре 1957 года, а третья - полгода спустя, в 1958 году. В прокате фильм собрал 47 миллионов зрителей, заняв в прокате первое место. Картина «Тихий Дон» не только стала любима зрителями, но и по достоинству была оценена профессионалами, получив множество премий на кинофестивалях.

    Герасимов продолжил работу над фильмами в жанре киноромана. В 1962 году он снял двухсерийный фильм «Люди и звери», повествовавший о сложном пути бывшего советского офицера, побывавшего в фашистском плену и возвратившегося на родину после многих лет жизни за границей. Сам Герасимов играл в этом фильме опустившегося эмигранта князя Львова-Щербакова.

    Всё это время Герасимов совмещал напряжённую режиссёрскую работу с педагогической деятельностью, он вел объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководил кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников были Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Николай Розанцев, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Николай Рыбников, Зинаида Кириенко, Жанна Болотова, Галина Польских и многие другие актёры и режиссёры.



    Судьба наделила Сергея Герасимова удивительным талантом, всё, что он делал – снимал фильмы, писал сценарии, снимался сам, учил других актёрскому и режиссёрскому мастерству – всё делал с полной самоотдачей, выкладываясь на сто процентов, вкладывая душу. Все выпускники ВГИКа, которым довелось учиться у Герасимова, вспоминали о нём и его жене, актрисе Тамаре Макаровой, которая тоже вела мастерскую во ВГИКе, с удивительной теплотой и любовью.



    Герасимов сумел стать для своих учеников не просто педагогом и преподавателем. У него были с учениками отеческие, тёплые и искренние отношения. Никита Михалков вспоминал: «Основой воспитания Сергея Аполлинариевича было воспитание личности. Думаю, ему и самому было интересно работать с теми студентами, в которых чувствовалась будущая личность. Среднеарифметические красавцы и красавицы его интересовали мало».



    Сергей Герасимов и Владимир Высоцкий. Сентябрь, 1971 год.

    «Сергей Аполлинариевич вместе с Тамарой Фёдоровной задавали очень высокую планку своим ученикам и приобщали их к ценностям мировой культуры. Герасимов приучал их жить не только здесь и сейчас, он приобщал их к мировой культуре…», - рассказывал о Герасимове ректор ВГИКа Александр Новиков. - Он мог заплакать, когда студент показывал что-то пронзительное. Может, и не вполне профессиональное, но что-то такое, трогающее душу». Но преподавателем Герасимов был строгим и мог вспылить, если его не понимали. Однажды, когда студент Николай Рыбников сказал Герасимову, что ничего не понимает из того, что тот говорит. Сергей Аполлинариевич страшно вспылил тогда, ушёл в деканат, сказав, что отказывается работать с этими студентами. По воспоминаниям очевидцев, в итоге вся аудитория ползала перед ним чуть ли не на коленях, умоляя простить и вернуться и проклиная несдержанного простодушного Рыбникова.



    Отличительной чертой всех режиссёрских работ Герасимова была глубочайшая и внимательная работа с актёрами. Именно поэтому его фильмы выходили такими близкими и понятными зрителям, и в то же время были пронизанными величайшим смыслом, глубокими человеческими переживаниями. Именно через работу с актёрами Герасимов раскрывал свои режиссёрские замыслы. Зинаида Кириенко, актриса, сыгравшая в «Тихом Доне» роль Натальи, вспоминала, как однажды, когда она пришла первой на съёмки, Герасимов стал её расспрашивать о её жизни и семье. Девушка рассказывала все очень откровенно. Герасимов выслушал её, не перебивая. Ему были искренне интересны переживания студентки – ведь он относился к своим ученикам, как отец к детям, его действительно интересовали люди, с которыми он работал. Николай Губенко рассказывал: «Мы были готовы работать 24 часа в сутки, лишь бы нас полюбили наши мастера, это была наша единственная цель, чтобы Тамара Фёдоровна и Сергей Аполлинариевич нас полюбили». Он же вспоминал довольно забавный эпизод, связанный с женой режиссёра, Тамарой Макаровой: «Нас было несколько человек на курсе, кто жил на одну лишь стипендию, конечно, мы временами голодали. И Тамара Фёдоровна специально для нас проводила уроки этикета. Выглядело это так – варилась огромная кастрюля сосисок, резался хлеб, и Тамара Фёдоровна учила нас пользоваться ножом, вилкой, учила правильно кушать. А на самом деле – так вот затейливо, не вводя нас в смущение, кормила голодных студентов». И для Тамары Макаровой, и для Сергея Аполлинариевича было в порядке вещей заступиться за студентку, у которой страдала учёба из-за бурного романа: «А вдруг это большая любовь?!», - мимоходом сунуть студенту в карман денежную купюру или поехать навещать ученика на другой конец Москвы. Такое отношение выливалась в горячую любовь, обожание со стороны учеников и всяческое восхваление своих педагогов.



    Курс Сергея Герасимова, 1975 год.

    Те, кому довелось познакомиться с Герасимовым не только в институте и на съёмочной площадке, но в жизни и в быту, также вспоминали его как человека чрезвычайно интересного и талантливого. Он умел рассказывать так, что все заслушивались, был невероятно интересным собеседником. Эльдар Шенгелая впервые увидел Герасимова, когда был ещё ребёнком, в доме своих родителей. Они с братом смотрели в дверную щель на удивительно весёлого дяденьку, который что-то увлечённо рассказывал, а все остальные с удовольствием слушали и смеялись. А наутро маленький Эльдар впервые попробовал необычное блюдо, приготовленное тем самым интересным и весёлым дядей – это были пельмени.



    Это же блюдо фигурировало в воспоминаниях известной итальянской актрисы Джульетты Мазины: «Я помню тот вечер в гостях у Сергея Герасимова, помню его чудесную очаровательную жену Тамару Фёдоровну, Герасимов приготовил какое-то традиционное русское блюдо. Когда я попробовала, очень удивилась, оно было похоже на любимое итальянцами блюдо – тортеллини. А по-русски, кажется, оно называется пельмени». В этом был весь Герасимов – талантливый режиссёр и строгий преподаватель с одной стороны. Удивительного ума и обаяния человек в быту, с которым было легко и интересно общаться.

    В 1960-е годы Герасимов перешел к съемкам фильмов на современную тему, вводя в сюжеты своих картин социально-публицистические интонации. В это время им были сняты фильмы «Журналист», «У озера» и «Любить человека». Герасимов старался выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень, не забывая, впрочем, и о душевных переживаниях героев, очень чётко показанных в любой из его картин.



    На съёмках фильма «Любить человека».

    В 1980 году Герасимов снял два фильма по роману Алексея Толстого - «В начале славных дел» и «Юность Петра». Оба фильма получили специальный приз «За масштабность воплощения исторической тематики» на ВКФ в 1981 году. Герасимов, снимая эти фильмы, намеренно погружался в историческую тематику, обращался к историческому материалу. Ему всегда была интересна мировая культура и история. Классика манила режиссёра ничуть не меньше, чем проза современной жизни.

    Особая страница в биографии Герасимова - родная уральская земля, которую он любил и на которую все время возвращался. «К Уралу я обращаюсь мыслями постоянно. Уральские края для меня - образ нетленной красоты. Приезжая к вам, я неизменно восхищаюсь трудом и талантом своих земляков», - сказал он однажды на выступлении перед челябинцами.



    1976 год, Герасимов - делегат XXV съезда КПСС.Рядом с ним - Михаил Ульянов и Лев Кулиджанов.

    Несмотря на множество регалий, премий и славу, Герасимов продолжал снимать в своих фильмах студентов и малоизвестных актёров. Для многих из них съёмки в его фильмах становились «путёвкой» в мир большого кино, так Герасимов открыл немало талантов. И все, кто с ним работал, кто у него учился, потом всеми силами старались оправдать то доверие, что оказал им Герасимов, работая со своими учениками в полную силу.



    Учитель и ученица. Сергей Герасимов и Наталья Бондарчук. ВГИК, 1985 год.

    Сергей Герасимов остался в истории кинематографии как режиссёр и сценарист, но по-мимо этого он был замечательным актёром – очень глубоким, тонким и проникновенным. Возможно, если бы режиссёрская карьера Герасимова сложилась менее удачно, советский кинематограф недосчитался бы многих гениальных фильмов, но пополнился великолепнейшим актёром. Роли Сергея Герасимова были всегда полны глубочайшего внутреннего смысла, его герои поражали не только своей резкостью – амплуа Герасимова было гротесковый актёр – но и психологичностью, внутренней драмой. Его герои были разнообразны. Были и положительные, великие – такие, как Лев Толстой. Были и отрицательные, как князь Львов-Щербацкий в фильме «Люди и звери». Но всех их объединяло одно – необычайная глубина образа и «многослойность», когда с каждым эпизодом, с каждым новым словом в фильме персонаж открывался с новой стороны.



    «Красное и черное». На съемочной площадке, 1975 год.

    В сентябре 1910 года в Ясной Поляне была снята прогулка Льва Николаевича Толстого и его супруги Софьи Андреевны. Ровно 73 года спустя, 6 сентября 1983 года Герасимов начал съёмки фильма «Лев Толстой». Роль писателя в нем сыграл сам Герасимов, роль жены Толстого досталась верной спутнице режиссёра Тамаре Макаровой. Фильм «Лев Толстой» рассказывал о последних годах жизни великого русского писателя, о подведении жизненных итогов, Толстой в нем много рассуждал о смысле жизни, об искусстве и о детях. Профессор ВГИКа Наталья Фокина-Кулиджанова вспоминала, что кризис, который пережил Толстой в конце жизни, был Герасимову интересен и в чём-то даже созвучен.



    В фильме «Лев Толстой».

    Актёрская профессия всегда полна традиций и суеверий, и одна из примет – актёру, даже играя смерть, нельзя ложиться в гроб. Считается, что тем самым человек призывает свою смерть. Обычно актёры, если по сценарию требуется лечь в гроб, используют вместо себя двойника, что и было предложено Герасимову. Но режиссёр вложил в свой фильм душу, и считал, что нечестно по отношению к зрителям обманывать их, подсовывая «пустышку». Верил ли он в эту примету или нет – никто не знает точно, но преступить через неё режиссёр смог. Позже актриса Инна Макарова рассказывала: «Мы ехали в машине с Сергеем Аполлинариевичем и Тамарой Фёдоровной из Союза кинематографистов, и я рассказывала о том, как только что вернулась с кинофестиваля в Болгарии. И между делом говорю, что нельзя играть смерть, нельзя умирать на сцене и в кино. И повисает тишина в машине – Сергей Аполлинариевич только что гениально сыграл смерть Толстого!».



    Герасимов не зря своей последней работой выбрал именно финальные дни жизни Толстого, во многом их жизненные пути совпадали - и долгая, полная трудов и плодотворной работы жизнь, и педагогическая деятельность обоих, и даже то, что оба они прошли свой жизненный путь рука об руку с верной спутницей. Софья Андреевна Толстая была для великого писателя и музой, и верной женой, и секретарём, и опорой в трудные времена. Так же, как Тамара Фёдоровна Макарова была для Герасимова любимой женой, любимой актрисой и постоянной поддержкой в жизни.

    Выйдя на экран, фильм получил заслуженное признание зрителей. В ноябре 1985 года Герасимов внезапно чувствовал себя плохо, после чего врачи предложили ему лечь в больницу из-за аритмии и проблем с сердцем. В больнице Герасимов вскоре попал в реанимацию, и ему была проведена операция на сердце. Помощь врачей не помогла, и 26 ноября 1985 года Сергей Герасимов скончался.

    Тамара Макарова тяжело перенесла смерть мужа. Она даже не присутствовала на похоронах, сказав, что один раз уже проводила его в последний путь, имея в виду эпизод похорон в фильме «Лев Толстой». Второй раз выдержать подобное актриса уже не могла.

    Фильм «Лев Толстой» получил множество премий и наград, в том числе и после смерти своего создателя. В 1986 году ВГИК был переименован в честь Сергея Герасимова, так много сделавшего для этого института, вырастившего в его стенах плеяду гениальных актёров и режиссёров.

    Актриса Людмила Шагалова, исполнившая в фильме «Молодая гвардия» роль Вали Борц, рассказывала: «Герасимов – мой пожизненный учитель. Когда поступила на курс, шла война. Сергей Аполлинариевич начал заниматься с нами спустя полгода. Главное, чему он меня научил – умение работать в кинематографе. Он говорил, что актер должен быть автором своей роли, и эту задачу в «Молодой гвардии» я выполнила. За роль Вали Борц я получила Сталинскую премию. Сначала меня к ней не представили, но потом Фадеев, как председатель комитета и автор романа, сам настоял на моей кандидатуре. Может, это нескромно, зато правда: Фадеев сказал, что я сыграла лучше, чем он написал. На премию мы с Инной Макаровой купили в ГУМе шубы. Мы все очень благодарны Герасимову за то, что занимался с нами по прекрасной литературе. В то время Достоевский был почти запрещен, но на третьем курсе мы делали спектакль по «Бесам». На втором курсе у меня случилась любовь, и меня хотели исключить. Но Сергей Аполлинариевич сказал: «Нет! Ни за что! Может, это любовь на всю жизнь»... 9 мая мы с первым и единственным мужем отметили 61-ю годовщину совместной жизни. Герасимов напророчил и спас нашу любовь. Благодаря ему я стала много читать. Он занимался с нами не только актерским мастерством – развивал нас всесторонне. Сергей Аполлинариевич – первый, кто объединил на курсе актеров и режиссеров. Нам он объяснял это так: «Не всегда вам потом попадутся приличные режиссеры. Вы должны сами уметь работать, должны быть не только актерами, но порой и сценаристами, и режиссерами своих ролей». Он оказался прав насчет режиссеров. Даже когда со дня нашего выпуска миновало много лет, ощущение, что за спиной есть человек, который постоянно следит за твоей работой, не оставляло. Я часто встречалась с ним и Тамарой Макаровой на отдыхе в Пицунде, где был кинематографический Дом творчества. Я уже родила старшего сына, но всякий раз при виде Сергея Аполлинариевича по привычке вытягивалась в струнку... В сентябре 1985 года Герасимов и Макарова сидели на своей любимой скамейке, а мы с мужем уезжали в Москву. Я подошла к ним сзади и попросила супруга сделать снимок – у меня не было ни одной фотографии с учителями. Муж щелкнул, а Сергей Аполлинариевич попросил сделать еще один кадр: «Что-то у меня тут животик большой». А через полтора месяца его не стало. Я горжусь, что последняя фотография Герасимова висит у меня дома. Я ее обожаю, хотя не могу любоваться ею уже несколько лет, поскольку полностью лишилась зрения».



    Сергей Герасимов был похоронен на Новодевичьем кладбище.



    О Сергее Герасимове и Тамаре Макаровой была снята телевизионная передача из цикла «Как уходили кумиры».





    О биографии и творческом пути Сергея Герасимова был снят документальный фильм «Осень патриарха».





    Текст подготовила Ирина Неволина

    Материалы сайта www.ru.wikipedia.org
    Материалы сайта www.russkoekino.ru
    Материалы сайта www.mega-stars.ru
    Материалы сайта www.kinozal.tv
    Материалы сайта www.to-name.ru
    Материалы сайта www.peoples.ru
    Текст статьи «Молодая гвардия» чтит Герасимова», автор О.Сабурова
    Текст статьи о Сергее Герасимове, автор И.А.Казанцев

    Режиссёрские и сценарные работы:



    1929 — Двадцать два несчастья (Две страсти активиста Иванова / Пять Маратов) (режиссёр, совместно с С.И.Бартеневым) — не сохранился
    1932 — Сердце Соломона (Интернационал) (сценарист, режиссёр, совместно с М. Кресиным)
    1932 — Лес (сценарист, совместно с И.Л.Прутом, режиссёр) — не вышел на экраны
    1934 — Люблю ли тебя?
    1936 — Семеро смелых
    1938 — Комсомольск
    1939 — Учитель
    1941 — Маскарад (по пьесе М.Ю.Лермонтова)
    1941 — Старая гвардия
    1941 — Боевой киносборник № 1
    1941 — Встреча с Максимом
    1941 — Чапаев с нами (сценарист)
    1943 — Непобедимые (совместно с М.К.Калатозовым)
    1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (сценарист и режиссёр совместно с другими)
    1944 — Большая земля
    1948 — Молодая гвардия (по роману А.А.Фадеева)
    1950 — Освобождённый Китай (документальный фильм совместно с киноработниками Китая)
    1951 — Сельский врач
    1954 — Надежда (сценарист и режиссёр)
    1956 — Дорога правды (сценарист)
    1958 — Тихий Дон (по роману М.А.Шолохова)
    1958 — Память сердца (сценарист)
    1959 — Говорит спутник (сценарист и режиссёр совместно с Б.Волчеком, В.Дорманом и Г.Оганесяном)
    1961 — Карьера Димы Горина (художественный руководитель фильма)
    1961 — У Крутого Яра (художественный руководитель фильма)
    1962 — Люди и звери
    1967 — Журналист
    1970 — У озера
    1972 — Любить человека
    1974 — Дочки-матери
    1976 — Красное и чёрное
    1980 — Юность Петра
    1980 — В начале славных дел
    1984 — Лев Толстой

    Актёрские работы:



    1925 — Мишки против Юденича — Шпик
    1926 — Чёртово колесо (Моряк с «Авроры») — «Человек-вопрос», фокусник, главарь бандитской шайки
    1926 — Шинель — Ярыжка, шулер-шантажист
    1927 — Союз великого дела (С.В.Д.) — Медокс
    1927 — Братишка — 2-й шофёр
    1927 — Чужой пиджак — агент Скальковский
    1929 — Новый Вавилон (Штурм неба) — журналист Лутро
    1929 — Обломок империи (Господин фабком) — Меньшевик
    1931 — Одна — Председатель сельсовета
    1932 — Три солдата (Зачем вы здесь?) — Командир стального полка
    1933 — Дезертир (Теплоход «Пятилетка») — Второй бонза
    1934 — Разбудите Леночку
    1935 — Граница (Старое Дудино) — Портной Яков
    1938 — Выборгская сторона — эсер
    1938 — Комсомольск — Шпион (в титрах не указан)
    1941 — Маскарад — Неизвестный
    1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere) — князь Львов-Щербацкий
    1967 — Журналист — Алексей Петрович Колесников
    1969 — У озера
    1974 — Дочки-матери — Пётр Воробьёв
    1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни — документальный фильм о П.М.Алейникове
    1984 — Лев Толстой — Лев Толстой





    3 июня 1906 года – 26 ноября 1985 года

    Похожие статьи и материалы:

    Герасимов Сергей (Документальные фильмы)
    Герасимов Сергей (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
    Герасимов Сергей (Цикл передач «Острова»)
    Герасимов Сергей (Цикл передач «Легенды мирового кино»)


    google_1


    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Все статьи

    имя или фамилия

    Логин:

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:




    google_4
    ::
    © Разработка: Евгений Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»