"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Актрисы

    Булгакова Майя Григорьевна



    Народная артистка РСФСР (1976)
    Получила приз на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве за пение на эстраде (1957)





    Майя Булгакова родилась 19 мая 1932 года в селе Буки в Киевской области.

    Отец Майи Григорий был военным, и в его семье росло четверо детей — два мальчика и две девочки. Майе исполнилось 9 лет, когда началась война. Григорий Булгаков сразу ушел на фронт, а вслед за ним и старший брат Майи - Борис. Вскоре в августе 1941 года они погибли на фронте, а оставшимся в живых членам семьи Булгаковых довелось пережить все тяготы военного времени. Позже, в июне 1971 года, Майя Булгакова рассказывала в письме о своем детстве поэту Марку Сергееву: «Война, потери, бомбежки, эвакуация, голод, холод... не забудешь никогда... И, может быть, если бы не было так трудно тогда, не научился бороться за свое место сегодня и каждый день доказывать, что ты не отстал, не потерял ощущения времени, что имеешь право людям сказать о своем мироощущении. И вообще, есть чем поделиться...»

    Спасаясь от фашистов, семья Булгаковых из Кременчуга переехала в Краматорск, где жила тетя Майи, работавшая на заводе имени Серго Орджоникидзе. Но когда немецкие части приблизились к Краматорску, завод был срочно эвакуирован в Иркутск, и семья Майи отправилась в эвакуацию с заводчанами. Эвакуированных в Иркутске ждала холодная зима, и сначала рабочие местного завода имени Куйбышева приняли приехавших в свои дома, а потом прибывших рабочих Старокраматорского завода поселили в общежитии. Майя Булгакова позже его описывала: «Дом, по-моему, четырехэтажный; там была коридорная система, всем дали по комнате. А на нашем этаже была прекрасная библиотека. Вот тогда я прочла больше книг, чем потом за всю мою жизнь...».

    Мама и тетя Майи позже стали работать на заводе, красить стаканы для бомб, а сама Майя пошла во 2-й класс, где подружилась с одноклассницей Наташей, вместе с которой они для фронтовиков заготавливали лекарственные травы - ромашку и крапиву. В этом им помогали младшие брат и сестра Майи, которым старшая сестра, фактически, заменила маму. Майя стирала одежду, готовила еду и кормила малышей, пока их мама работала на заводе. Майе очень хорошо пела, ей очень нравилось выступать в школе перед одноклассниками и в госпитале перед ранеными. Часто после выступлений она спрашивала про отца у раненых, и даже однажды пыталась его найти во время выступления по иркутскому радио. Майя, как и ее родные, тогда еще не знала, что Григорий Булгаков погиб. Но, несмотря на то, что от него не было писем, семья верила в возвращение отца.

    Когда позже в 1957 году Майя Булгакова снова приехала в Иркутск на гастроли в составе коллектива Леонида Утесова, ее подруга Наташа со своим мужем пришла на концерт, в котором участвовала Булгакова. Они встретились и вспомнили свое военное детство. Майя Григорьевна вспоминала: «Пели мы тогда песни старые - «Катюшу», «Светит месяц», «Капитан, улыбнитесь», - а слова были новые, песни назывались пародиями; сейчас, когда вспоминаешь слова, кажется, что это не очень высокая литература, например на мотив «Светит месяц»: «А как вечером Катюша свою песню запоет, то у немцев в пятках души, а в окопах - «бутерброд». Но раненые смеялись, аплодировали. Мы с ними переписывались, и они присылали с фронта новые слова, фронтовые куплеты. Воистину, перо было приравнено к штыку».



    Пока семья Булгаковых была в эвакуации, завод выделил ей землю, на которой мама Майи с сестрой, выкорчевав пни, смогла посадить картошку, а летом женщины с детьми ездили в тайгу за ягодами. Однажды мама Майи надорвалась на заводе, заболела, и была вынуждена уйти с работы. Но ей удалось устроиться в кинотеатр билетершей, а чуть позже она стала там работать администратором. И тогда у ее детей появилась возможность по несколько раз в день смотреть любые фильмы. Еще одной радостью в жизни Майи в то время была речка Ушаковка, в которой можно было купаться, в отличие от реки Ангары, вода в которой было слишком холодной. Через эту же Ушаковку Майя ходила зимой в заводскую столовую, где брала по талонам обед на всю семью, и осторожно отправлялась обратно с тяжелым, но драгоценным грузом. Сибирь не дала пропасть эвакуированным, и как только советские войска освободили Краматорск, Булгаковы вернулись на родину, где Майя благополучно окончила среднюю школу, и решила после ее окончания попробовать стать артисткой. Она приехала в Москву и поступила во ВГИК на курс к педагогам О.Н.Пыжовой и Б.В.Бибикову.



    Во ВГИКе Майю и педагоги, и товарищи отмечали как человека одержимого и страстного в работе. По окончании ВГИКа Булгакова получила диплом с отличием, и в том же 1955 году получила предложение от режиссера Григория Рошаля сняться в фильме «Вольница». После выхода этой картины на экраны о Булгаковой заговорили как об одаренной актрисе, несмотря на то, что она совсем не вписывалась в стандарты красоты киноактрис тех лет. Ее также приняли в театр-студию киноактера, и пока ей не поступали предложения сниматься в кино, она решила заняться пением.

    Майя стала выступать с оркестром Утесова, и получила как исполнитель Серебряный приз на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Она была первой певицей в СССР, включившая в свой репертуар песни Эдит Пиаф.



    Высоко оценив работу Майи Булгаковой в картине «Вольница», режиссер Григорий Рошаль неизменно снимал ее в своих последующих фильмах – в картине «Восемнадцатый год», «Хмурое утро», позже – в картине «Суд сумасшедших». Другие режиссеры также начали предлагать Булгаковой роли в новых картинах.



    В 1960 году Булгакова сыграла небольшую, но яркую роль партизанки Ступаковой в фильме «Повесть пламенных лет», в 1967 году - санитарку Марию в картине «В огне брода нет» и Катерину Ивановну в фильме «Преступление и наказание» в 1969 году.



    В фильме «Завтраки 43-го года» Майя Григорьевна великолепно сыграла роль матери, ворующей на хлебозаводе тесто, чтобы накормить голодных детей, так как хорошо знала - что такое голодные дети, и даже в жизни не делила их на своих и чужих.



    Майя Булгакова была счастлива в личной жизни. Ее любили разные интересные и достойные мужчины. Ее первым мужем был оператор Анатолий Ниточкин, в браке с которым Булгакова родила дочь Зину. Вторым мужем Булгаковой стал режиссер Алексей Габрилович. Но однажды Булгакова познакомилась с молодым режиссером Александром Суриным, и влюбилась в него. Вскоре она вышла за него замуж, несмотря на то, что в тот момент ждала ребенка от Габриловича. Через некоторое время у нее родилась вторая дочь, которую она назвала Машей.



    Как говорила позже сама Булгакова, именно рождение Маши принесла ей удачу, так как после ее рождения в феврале 1965 года режиссер Лариса Шепитько пригласила Булгакову принять участие в съемках фильма «Крылья».



    Сценарий фильма писался в расчете на другую актрису, но Шепитько вопреки решению худсовета увезла на натурные съемки в Севастополь именно Майю Булгакову. Сама актриса вспоминала: «Честно говоря, я не верила, что меня утвердят на роль Петрухиной. Знали меня тогда как эпизодницу, а тут — сложнейшая, необычная роль... Шепитько не побоялась риска, отдала мне Петрухину. Поверила... Хотя поначалу было нам трудно: трудно находили контакт, трудно вырабатывали общий язык. Теперь, спустя много лет, понимаю: Лариса помогла мне, пусть и не самым легким для нас обеих способом, открыть в себе какие-то новые творческие ресурсы, стать иной Булгаковой. Надо было совершить рывок, и Шепитько настойчиво вела меня к этому...». Майя Булгакова в этой картине сыграла трагедию женщины, которая не смогла найти себя в мирной жизни. Картина стала своего рода манифестом нового поколения режиссеров, не принимавших благостной лжи и выдуманного благополучия, а критики и зрители единодушно оценили выдающийся актерский талант Майи Булгаковой.



    В последующих фильмах актриса так же убедительно играла своих героинь, была органична в гоголевской «Женитьбе», в картинах «Юность Петра», «В начале славных дел» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Также зрители разного возраста запомнили и полюбили Майю Булгакову за ее роль Лущилихи в телевизионном фильме «Цыган», и еще она снялась в фильме «Приключения Электроника». Майя Булгакова много работала на сцене Театра-студии киноактёра, но об этой стороне творчества говорила так: «После кино всё странно и страшно… В зале-то люди сидят». А в 1977 году Майе Григорьевне было присвоено звание народной артистки РСФСР.



    В 1979 году Лариса Шепитько предложила Майе Булгаковой сняться в еще одном своем фильме «Прощание» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Майя Булгакова рассказывала: «В «Прощании с Матерой» Шепитько увлекала идея щедрой духовности русского человека и сила этой духовности. А корни этой духовности виделись ей в памяти народной, что передается из поколения в поколение. Убить такую память — все равно что убить в человеке что-то живое, надругаться над его душой. Уйдешь от своего прошлого — и умрет твое сердце. Откуда мы родом — можно ли об этом забывать?» В разгар съемок «Прощания с Матерой» произошла трагедия - в автокатастрофе погибла съемочная группа вместе с Ларисой Шепитько, и съемки картины заканчивал муж Ларисы - режиссер Элем Климов.



    Героинями Булгаковой в кино часто становились женщины с трудной и неустроенной судьбой. Однако у самой Майи личная жизнь складывалась удачно - у нее были прекрасные дети и любящие мужчины. Некоторые из избранников актрисы были иностранцами. С 26-летним английским балетмейстером Ричардом Коллинзом Майя Булгакова познакомилась в ресторане Дома кино. Англичанин предложил Булгаковой встретиться, начал звонить ей домой и актриса приняла эти знаки внимания. У них начался роман, несмотря на то, что подобные связи граждан СССР с иностранцами из капиталистических стран властями не приветствовались. Булгакова это прекрасно понимала, но устоять под любовным натиском англичанина не смогла. К тому же Коллинз был моложе ее на 13 лет. Ричард уважительно называл Булгакову «мадам», посвящал ей красивые стихи и привез в Москву свою маму, чтобы она познакомилась с будущей невесткой. Однако когда истек срок контракта Коллинза в Москве, Булгакова отказалась с ним уезжать. Она прекрасно понимала, что после отъезда ее артистическая карьера закончится, что для Булгаковой было недопустимо. Она любила повторять: «Предают любимые, предают дети. Только работа никогда не предаст». Тем временем вернувшийся домой Ричард продолжал присылать Булгаковой трогательные письма: «Жить без тебя ужасно больно. Но то, что ты есть на этой планете, это все мое счастье. Я недавно женился, стараясь жить здесь так, как другие. Не знаю, правильно ли сделал? Не могу думать, но люблю только тебя. Вся моя душа в тебе, вся моя любовь с тобой. Я не ожидал такую боль, и только надеюсь, что у тебя все хорошо, что работа интересна, что Маша и Зина здоровы, что ты не страдаешь. Я люблю тебя, моя Мадам, и буду любить до смерти… Только Бог знает, как я люблю тебя. Но Бог не давал нам быть вместе. В конце концов, быть может, и будем вместе перед ним, но не в этой жизни…».



    Последним мужем Майи Булгаковой стал австриец Петер Добиас. Его родители, австрийские коммунисты, в 1934 году приехали в Советский Союз, где в 1937 году у них родился сын Петер, и в том же году Добиаса-старшего арестовали сотрудники НКВД. После смерти Сталина Добиасы вернулись в Австрию, где Петер окончил колледж, женился, и у него самого родился сын. Однажды Петер по делам бизнеса приехал в Москву, случайно встретился с Майей Булгаковой на Красной площади, и сразу в нее влюбился. Он стал ездить с ней на гастроли, на съемки в другие города, ходил для нее в магазин за продуктами, а когда потребовалось на деле доказать ей свою любовь, развелся со своей австрийской женой и переехал жить в Россию. Еще до свадьбы он писал Булгаковой: «Кровиночка моя, солнышко мое, мой путеводитель, дружище мое, моя любовь и единственная любовница, дурында моя, самая большая на свете! Пойми же, что ты в первую очередь киноактриса, перед портретом которой я сейчас сижу за своим письменным столом и даже плачу…»



    Петер был успешным бизнесменом, и обеспечивал свою жену всем необходимым. Единственное, что он хотел взамен, это чтобы Майя пореже уезжала из дома. Но она не хотела превращаться в домохозяйку, и хотя любила мужа, по-прежнему много снималась и ездила в киноэкспедиции. Однако, после развала советского кинематографа работы в кино становилось меньше. Последняя заметная роль была сыграна Булгаковой в одной из последних серий телесериала «Следствие ведут знатоки», где она сыграла главаря мафии, жестокую и беспощадную женщину, жившую ради своего сына-инвалида.



    В июле 1994 года скончался ее муж Петер, и сама Майя пережила его всего на несколько месяцев. В октябре 1994 года, когда актрисы Майя Булгакова и Любовь Соколова ехали на автомобиле на выступление перед ветеранами, автомобиль с ними врезался в рекламный столб на Ярославском шоссе. Актрисы оказались в реанимации. Любовь Соколова была выписана через несколько недель, а Майя Григорьевна скончалась в реанимации спустя несколько дней, не приходя в сознание. Это случилось 7 октября 1994 года.

    Майя Булгакова была похоронена рядом со своим мужем на подмосковном кладбище «Ракитки».



    Леонид Филатов подготовил о Майе Булгаковой передачу из цикла «Чтобы помнили».





    Текст подготовил Андрей Гончаров

    Использованные материалы:

    Текст статьи «Актриса Майя Булгакова», автор О.Долмат
    Материалы сайта www.clubs.ya.ru
    Материалы сайта www.rusakters.ru



    Фильмография:

    1955 Вольница
    1957 Тугой узел
    1958 Восемнадцатый год
    1959 Хмурое утро
    1960 Первое свидание
    1960 Повесть пламенных лет
    1960-1961 Воскресение
    1961 Горизонт
    1961 Суд сумасшедших
    1962 Люди и звери
    1963 Русский лес
    1965 Последний месяц осени
    1966 Завтраки сорок третьего года
    1966 Крылья
    1966 Скверный анекдот
    1966 Черт с портфелем
    1967 В огне брода нет
    1967 И никто другой
    1967 Скуки ради
    1968 Люди как реки
    1969 Варькина земля
    1969 Новенький
    1969 Последние каникулы
    1969 Преступление и наказание
    1969 Сердце Бонивура
    1969 Я его невеста
    1970 Впереди день
    1970 Нечаянная любовь
    1970 О друзьях-товарищах
    1970 Посланники вечности
    1970 Хлеб и соль
    1971 Егор Булычев и другие
    1971 Лада из страны Берендеев
    1971 Лето рядового Дедова
    1971 Пристань на том берегу
    1971 Разрешите взлет
    1971 Смертный враг
    1972 Вера, надежда, любовь
    1972 Доверие
    1972 Перевод с английского
    1972 Принц и нищий
    1973 Назначение
    1973 О тех, кого помню и люблю
    1973 Ринг
    1973 С тобой и без тебя
    1974 Ваши права
    1974 Врача вызывали
    1974 Ищу мою судьбу
    1975 Архимеды
    1975 Когда дрожит земля
    1975 Кто, если не ты
    1975 На всю оставшуюся жизнь
    1975 Назначаешься внучкой
    1975 Чужие письма
    1976 Буденока
    1976 Предательница
    1976 Так начиналась легенда
    1977 Женитьба
    1977 Подарок судьбы
    1977 Прыжок с крыши
    1977 Фронт за линией фронта
    1978 На новом месте
    1978 Недопесок Наполеон третий
    1978 Обочина
    1978 Снег в трауре
    1978 Соль земли
    1979 Приключения Электроника
    1979 Старые долги
    1979 Цыган
    1980 Депутатский час
    1980 Особо важное задание
    1980 Расследование
    1980 Юность Петра
    1981 Василий и Василиса
    1981 Всем - спасибо
    1981 Встречи с девяти до девяти
    1981 Крупный разговор
    1981 Лесная песня. Мавка
    1982 Баллада о доблестном рыцаре Айвенго
    1982 Прощание
    1982 Солнечный ветер
    1983 Петля
    1983 По законам военного времени
    1983 Признать виновным
    1984 Короткие рукава
    1984 Рябиновые ночи
    1984 Через все годы
    1985 Внимание! Всем постам
    1985 Дайте нам мужчин
    1975 Проверка на дорогах
    1985 Матвеева радость
    1985 Право любить
    1985 Прощание славянки
    1986 Скакал казак через долину
    1987 Катенька
    1987 Поражение
    1987 Соломенные колокола
    1989 Не сошлись характерами
    1989 Следствие ведут знатоки. Дело 22. Мафия
    1990 Дина
    1990 Испанская актриса для русского министра
    1990 Лебединое озеро. Зона
    1990 Мои люди
    1990 Очарованный странник
    1990 Похороны Сталина
    1990 Убийство на Монастырских прудах
    1991 Бес
    1991 Медовый месяц
    1992 Мелодрама с покушением на убийство
    1992 Овен
    1992 Прощение
    1992 Фиктивный брак
    1993 Американский дедушка
    1994 Хоровод
    1995 Домовик и кружевница





    19 мая 1932 года – 7 октября 1994 года

    Похожие статьи и материалы:

    Булгакова Майя (Цикл передач «Чтобы помнили»)
    Булгакова Майя (Цикл передач «Острова»)
    Булгакова Майя (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
    Булгакова Майя (Цикл передач «Больше, чем любовь»)
    Булгакова Майя (Цикл передач «Пёстрая лента»)
    Майя Булгакова и Алексей Габрилович (Цикл передач «Больше, чем любовь»)


    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!


    Булгакова Майя Григорьевна (Актрисы)
    Есть такие актрисы(актёры),которые,едва появившись на экране(на сцене),становятся центром зрительского внимания, не ослабевающего во времени.Они как камертон при настройке музыкального инструмента необходимы для создания художественного полотна лицедейской направленности.К таким артистам я отношу Евгения Евстигнеева,Иннокентия Смоктуновского,Екатерину Савинову, Нонну Мордюкову...Список могу продолжать сколь угодно долго.Благодарю их за то,что они были(есть);за то, что доставляли(доставляют)нам,зрителям неизъяснимую радость при встрече с образами,так талантливо созданными ими.

    Валерий Базаров [2014-08-13 04:23:27]



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Все статьи

    имя или фамилия

    Логин:

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»