"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.
 














  • Искусство | Актёры

    Борисов Лев Иванович



    Народный артист России (2001)




    Лев Борисов родился 8 декабря 1933 года в городе Плёс в Ивановской области.

    Его отец Иван Степанович Борисов был директором сельхозтехникума, а мама Надежда Андреевна, – агрономом. Льва она назвала в честь писателя Льва Толстого.

    Дом в городке Плёс, где родился и провел детство Лев Борисов, сохранился до нашего времени. В наши дни в нем находится частный гостевой дом Белышевых, названный так в честь первого владельца. В этом городке никто из соседей не запомнил семью Борисовых, потому что они прожили там всего несколько лет. Однако в Приволжске каждый год проводятся мероприятия, посвященные памяти старшего брата Льва – Олега Борисова. Жена Льва Борисова впоследствии не раз приезжала на эти мероприятия, чтобы поделиться воспоминаниями о муже. Сам Лев Иванович их не посещал ни разу.

    Старший брат Льва – Олег, позже ставший известным актером, родился в 1929 году. Через 4 года родился его младший брат, а затем началась война. Жители Ярославля начали готовиться к эвакуации из родного города в Алма-Ату, и Иван Борисов был назначен начальником поезда. Позже из Алма-Аты он отправился на фронт, а Надежда Андреевна с Олегом и Львом осталась в Алма-Ате. Она устроилась работать на завод, но там было недостаточно рабочих мест, и спустя полгода Надежда Андреевна вернулась с сыновьями в Ярославль, а в 1946 году братья вместе с матерью перебрались в Москву, где Надежда Андреевна работала экскурсоводом и агрономом на ВДНХ. Она также была хорошей портнихой, и это умение помогало ей обшивать себя и детей.



    В детстве любимой игрой Льва и Олега был футбол. Футбольным мячом им служила покрышка, набитая сеном. Учился Лев очень плохо. Он испытывал очень большие трудности с точными науками, но зато пользовался немалым успехом в драматических кружках, также как и Олег. Тяга к профессии актера у братьев проявилась благодаря отцу. Их отец, будучи студентом, увлекался художественной самодеятельностью, самостоятельно ставил спектакли и писал пьесы. В Плёсе во время проведения экскурсий рассказывают о родителях Льва и Олега и о спектакле «Гроза», поставленным Иваном Степановичем. В этом спектакле Надежда Андреевна Борисова сыграла Катерину.

    В 1956 году Лев Борисов окончил театральное училище имени Щукина. Это случилось, несмотря на то, что вся семья Борисовых была против его выбора артистической стези. Перед тем, как поступить в театральное училище, Лев навестил брата в Киеве, в то время работавшего в театре имени Леси Украинки. Олег не обрадовался намерениям Льва и посоветовал брату: «Зачем два артиста в семье? Иди лучше в футбол». В то время Льву прочили большой успех в этом виде спорта. Из воспоминаний самого Льва Борисова: «Олег был против того, чтобы я шел в артисты. Он уже отучился в театральном, работал в киевском театре. И я, мечтавший тоже стать актером, ему немного завидовал. Втайне от него уехал в Москву и поступил в театральный. Узнав об этом, Олег лишь рукой махнул, мол, сам потом жалеть будешь». В театральное училище имени Щукина Льва Борисова взяли сразу, не смотря на то, что конкурс был 80 человек на место. К тому же с нулевого тура он смог сразу пройти на третий. Не беря во внимание свои успехи в Щукинском училище, Лев был не до конца уверен в правильности выбора своего жизненного пути. Как-то, спустя много лет, он говорил об этом в одном из интервью: «Думал, вдруг мое призвание в какой-то другой области». Старший брат Олег был для Льва всегда критиком и советником, и практически заменял ему отца. Но так получилось, что они разъехались. Олег 13 лет жил в Киеве, затем 19 лет – в Ленинграде, а в Москву приезжал ненадолго. Однажды он позвонил Льву и сказал: «Почитай сценарий. Можем сняться вместе...» Вскоре на экраны вышел фильм «Садовник». Когда на телевидении состоялся бенефис Олега, в нем тоже участвовал его брат Лев. Заведующая литературной частью Иркутского академического театра имени Н.П.Охлопкова Раиса Федцова рассказывала: «Когда я узнала фамилию этого актёра, то удивилась: оказывается, у Олега Борисова есть брат! Олег был всегда моим любимым артистом, тем более я видела его живьём в спектаклях Товстоногова. Лев Борисов очень любопытный артист, большого таланта. Обидно, что он не стал таким известным, как его брат. Их общая особенность – это утончённая организация души и большой диапазон исполняемых ролей. Жаль, что теперь нет обоих. Мне запомнилась актёрская мощь Льва Борисова в фильме «Бандитский Петербург». И еще у него есть прекрасная комедийная роль в «Ширли-Мырли».



    В фильме «Садовник».

    Со слов Надежды Львовны, дочери Льва Борисова, братья всегда были тесно связаны друг с другом. Будучи взрослыми, они часто общались и дружили семьями. Но в своих воспоминаниях Лев Борисов очень редко вспоминал о брате. Некоторые считали, что Лев на фоне Олега был «актером второго плана». Но Лев никогда об этом не переживал и радовался успехам и достижениям Олега в кинематографе.



    В фильме «Высота».

    После окончания театрального училища Лев Борисов в течение 4 лет работал в театре киноактера по личному приглашению Андрея Гончарова. Следующим местом работы Льва стал Театр драмы на Спартаковской, и ему он посвятил 14 лет своей жизни. Следующие семь лет Лев Борисов был актером областного театра имени А.Н.Островского, а потом столько же работал в Московском драматическом театре имени К.С.Станиславского.



    Свои лучшие роли Лев Борисов сыграл на сцене театра имени Ермоловой. Там им были сыграны роли деда Василия в спектакле «По соседству мы живем» в 1987 году, Рендола в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» в 1988 году, директора тюрьмы в спектакле «Приглашение на казнь» в 1989 году, чиновника в спектакле «Бесноватая» в 1991 году, Калеба в спектакле «Сверчок на печи» в 1992 году, Фомы Опискина в спектакле «Село Степанчиково» в 1994 году, сэра Паулета в спектакле «Мария Стюарт» в 1996 году, Сани Арефьева в спектакле «Прибайкальская кадриль» в 1999 году, посла и могильщика в спектакле «Царь Максимилиан» в 2000 году и Антонио в спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник» в 2001 году. Лев Иванович обладал блестящим актерским мастерством, которое позволяло ему сочетать в своей работе удивительную простоту исполнения с высоким интеллектуальным началом. Его работы были истинным подарком всем любителям театра. Каждая исполненная им роль являлась полностью законченным образом.

    Дебют Льва Борисова в кино пришелся на 1950-е годы. В 1954 году он сыграл десятиклассника в фильме по повести «Аттестат зрелости». Он также сыграл в фильме «Высота» в 1957 году, «Баллада о солдате» в 1959 году и «Верные сердца» в 1959 году. После этих ролей в кинокарьере Льва Борисова образовался перерыв, связанный с его отъездом из столицы и работой в провинциальных театрах. В дальнейшем период многочисленных съемок в кино начался у Борисова в 1970-х годах, критика же заговорила о нем несколько позже - после фильма «Смиренное кладбище» в 1989 году и «Вынос тела» в 1992 году.

    Несмотря на огромное количество ролей в кино, сыгранных Львом Борисовым, он в большей степени являлся актером театра. Именно поэтому роли, сыгранные им в кинофильмах, всегда привлекали внимание телезрителей своей проникновенностью, объемностью, глубиной, точностью характеристик и яркостью исполнения. Это поспособствовало тому, что все работы этого замечательного актера в театре и кино вошли в золотой фонд отечественного искусства. По отношению к театру у Льва Борисова сформировалось мнение: «Театр – это вахта, гримерка, сцена, гримерка, вахта».



    Лев Борисов очень хотел, чтобы его дочь Надежда тоже работала в Театре Ермоловой, где когда-то он работал сам. Кроме того, он лично попросил режиссера Владимира Алексеевича Андреева посмотреть его дочь. Лев учил Надежду: «Не распахивайся, вывернут наизнанку и вытрут ноги». Позже в интервью Надежда рассказывала об отце: «Он в кино с 22 лет. Первый успех вскружил голову, все завертелось, закрутилось, решил уехать из Москвы узнавать жизнь. И он ее узнавал, даже монтировщиком работал в каком-то театре. Потом опять Москва, и Театр киноактера, и Театр на Спартаковской, Театр Станиславского. Да, он поменял много театров, но у него никогда не было сомнения, что он выбрал не тот путь. Снимался постоянно — каждый год 2-3 картины. В работе был честный, наивный, добрый, справедливый, ранимый, предельно откровенный. Когда играл Антибиотика в «Бандитском Петербурге», буквально заболел. Долго находился в этом состоянии, разговаривал текстом своего героя во сне. Отец очень высоко ценил работы брата Олега, и театральные, и в кино. Слава богу, им довелось вместе сыграть в «Садовнике». Это мой любимый фильм. Спасибо Олегу Ивановичу, что предложил этот сценарий отцу, а ведь мог сказать: «Мы братья, мы похожи, а нужно играть двух друзей». Он ведь действительно сомневался, но отец надел очки, и у него сразу же появилась другая психофизика».



    В 1982 году на фестивале молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» Льва Борисова наградили призом за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Похождения Графа Невзорова». Через 8 лет в 1990 году на кинофестивале «Созвездие» он получил приз за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Смиренное кладбище», а в 2001 году Лев стал народным артистом России.

    В отличие от своего брата, Лев Борисов стал знаменитым лишь в 60-летнем возрасте. Слава буквально обрушилась на Льва Борисова после сыгранной им роли криминального авторитета Антибиотика в телевизионном сериале «Бандитский Петербург». Писатель из Санкт-Петербурга Андрей Константинов рассказывал: «Лев Борисов очень трогательный был дед. Я не знаю, какой он был в жизни, но то, что я видел, вызывало глубокую симпатию, с ним было интересно. Он был артист, каких сейчас не делают. Но очень переживал, что долго находился в тени брата. Не до конца был раскрыт его потенциал. Я ни разу не видел его на театральной сцене, но на экране его было мало. Антибиотиком он был счастлив, звонил мне и после съемок рассказывал, что его то во Франции кто-то узнаёт, то еще где-то. Он всё-таки получил те лучи, в которых можно немного погреться. Но их должно было быть намного больше. Я в этом убеждён».



    В сериале «Бандитский Петербург».

    Лев Борисов очень трепетно относился к роли Антибиотика, стараясь по максимуму передать правдивость образа криминального авторитета. Борисов рассказывал: «Есть роли из момента накопления, а есть такие, к которым нужно готовиться. Точные, ударные, но для них требуется время, иногда - вся жизнь. И если зритель не просто считает, а сердцем чувствует правдивость образа Антибиотика, значит, я сыграл его так, как надо. Отклоняться от сценария, разумеется, нельзя. Но невозможно и дословно ему следовать. Конечно, я не обращался за консультациями к настоящим криминальным авторитетам, но применил максимум фантазии. Ведь когда играешь такого зловещего персонажа, окруженного подобранными режиссером Бортко типажами с криминальной наружностью, то его надо играть мягко, строить все на контрасте. Антибиотик носит маску, редко распахивает душу, и как он на самом деле думает о том или ином событии или человеке, остается загадкой. Именно такая интрига вводит сериал в каждый дом, заставляет ждать следующую серию».



    Однажды во время гастролей в Липецке Лев Борисов рассказал о прототипах его героя Антибиотика: «Многое мой герой, Виктор Палыч, взял у Владимира Кумарина и братьев Николая и Виктора Гавриленковых. В Питере это знаменитые люди. Я, между прочим, вовсе не считаю их такими уж плохими. В 1990-е годы, когда все в стране развалилось, именно эти люди обеспечивали хоть какой-то порядок. Кумарин, например, будучи главарем тамбовской преступной группировки, контролировал топливный бизнес столицы. Кстати, я встречался с ним после премьеры первых частей сериала. Он пожал мне руку со словами: «Очень жизненно у вас получилось», - и в конце добавил: «Если понадобится, всегда можете рассчитывать на нашу помощь». Сейчас после очередного ареста он снова сидит в «Крестах».



    После того, как Лев Борисов перестал сниматься в роли Антибиотика, он рассказывал в интервью с Леонидом Гуревичем: «По-настоящему интересно оправдать отрицательный персонаж, сделать его понятным. Поэтому мой герой получился таким обаятельным. А сколько раз мне из джипов и «мерседесов» братки руками махали, приветствовали! Когда-то, после того как я сыграл в фильме «Приезжая» инвалида Великой Отечественной войны, ко мне подошел какой не очень трезвый мужичок и спросил: «Где мы с тобой виделись? Вместе не выпивали?» В этом тоже моя профессия. А у популярности есть и обратная сторона. Ее надо поддерживать, значит, работаешь на износ. На сцене приходится очень сильно тратиться, но тебя питает своей энергией зал. А вот после занавеса сердце стучит быстро-быстро. И дома долго не можешь заснуть. Бесследно это пройти не может». На вопрос Леонида Гуревича: «Вам мечтается о новых творческих свершениях?», Борисов ответил: «Так человек-то — существо ненасытное, пределов в желаниях у него нет. С одной стороны, чувствуешь, что возраст поджимает, а с другой — надеваешь смокинг, смотришь на себя в зеркало и думаешь: а ведь я еще ничего!».

    После съемок в телесериале «Бандитский Петербург», режиссеры стали часто приглашать Льва Борисова на съемки новых картин. Среди всех предложений режиссеров он выделял предложения съемок в телесериалах. Он снялся в сериалах «Батюшка», «Савва Морозов», «Охота на асфальте», «Секунда до…», «Атаман», «Мастер и Маргарита», «Штрафбат», «Легенда о Тампуке» и других проектах.



    На съемках фильма «Савва Морозов».

    Лев Борисов был дважды женат. С первой женой Адой Сергеевной он познакомился на киностудии в Киеве, и от нее у Борисова родилась дочь Татьяна. Позже Лев Борисов развелся с Адой и женился на Марии Александровне, преподававшей французский язык в школе в Черновцах. В день знакомства со второй супругой Лев Борисов приехал в Черновцы на гастроли с областным театром Островского. Мария встала в очередь в магазине за двумя мужчинами, одним из которых был Лев Борисов. Он сразу обратил на нее внимание и пропустил вперед. Она купила пончик и кофе, села за столик, после чего Борисов с товарищем подсели к ней и в шутку сказали, что являются авиаконструкторами. Позже Лев признался, что они - актеры, и пригласил ее на спектакль. Она пришла посмотреть на игру Льва. Не смотря на то, что Лев Борисов сыграл маленькую роль, он исполнил ее настолько ярко и проникновенно, что Мария влюбилась. Позднее Лев Борисов уехал, и они начали вести переписку. Первый брак у Марии Александровны не сложился, у Льва Борисова – тоже, и в тот момент они были полностью свободны. Лев позже рассказывал о браке с Марией: «Мы – две половинки одной чашки». Мария переехала в столицу и вышла замуж за Льва Ивановича, после чего устроилась работать в Союз писателей СССР переводчицей с французского и румынского языка.



    В 1988 году, в год тысячелетия со дня Крещения Руси, Лев Борисов крестился, выбрав для этого обряда родину Марии – Буковину. А спустя год они обвенчались на родине Льва – в городке Плёс. Мария стала старостой храма, а Лев в это время во многом ей помогал. Он любил читать книги о православии. В доме Марии и Льва в то время появилась духовная литература и иконы. В 1991 году Мария настояла на открытии храма Рождества Христова в селе Рождествено и его реставрации. Позже Мария Александровна стала старостой этого храма. Одним из наставлений своей дочери у Льва Ивановича было: «Умей ждать, не торопись. Если Господь наделил тебя талантом, то обязательно даст шанс его проявить, чтобы потом с тебя спросить, что ты сделал со своим Даром». Позже в антрепризе «Чужая жена и муж под кроватью» Лев Борисов сыграл роль вместе со своей дочерью и ее мужем, Алексеем Кравченко.



    Последней ролью в кино для Льва Ивановича Борисова стала одна из главных ролей в телесериале «Синдром дракона». К сожалению, посмотреть премьеру фильма актер уже не смог – она вышла на экраны телевизора в 2012 году после его смерти.



    В телесериале «Синдром дракона».

    Лев Борисов умер от инсульта ранним утром 15 ноября 2011 года в отделении реанимации Боткинской больницы. У Льва Борисова были проблемы с сердцем. Месяцем раньше, в октябре, актера доставили в госпиталь с подозрением на инсульт. После реанимации Лев оказался в палате, а затем врачи его отпустили домой. В понедельник 14 ноября ему стало плохо, и дочь Надежда вызвала скорую помощь. Проведя обследование, врачи обнаружили у актера стеноз сонной артерии и атеросклероз сосудов головного мозга. Его состояние ухудшилось, актера снова отправили в реанимацию. Вскоре он скончался.

    Гражданская панихида состоялась 17 ноября в Доме кино. Гроб с телом Льва Борисова был вынесен на сцену под музыку, звучавшую лейтмотивом в сериале «Бандитский Петербург». Лев Борисов был отпет в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Троекуровском кладбище, где и был похоронен.



    Заместитель директора ДК «Космос» из Кирова Владимир Соболев рассказывал: «Печально, когда уходят такие люди. Прежде всего, он был театральный актер, но и в кино у него не было ни одной проходной роли. Из его киноработ мне запомнилась роль в дилогии «Облако-рай» и «Коля – перекати поле». Персонаж маленький, казалось бы, никчёмный, но сыграл он его блестяще. У него есть способность входить в такие роли, прочувствовать их до конца. Сейчас кое-что потеряно в смысле исполнительского мастерства. Кино разделилось на авторское и коммерческое, где могут снимать кого попало, лишь бы типаж подходил».

    Текст подготовила Мария Королевская

    Использованные материалы:

    Материалы сайта «Википедия»
    Материалы сайта www.kinozal.tv
    Материалы сайта www.restnames.info





    Фильмография:

    1954 — Аттестат зрелости — Коробов
    1956 — Разные судьбы — студент на собрании
    1956 — Партизанская искра — Шура Кучер
    1957 — Высота — Борис Берестов
    1958 — Улица молодости — столяр Константин Иванович Лубяной
    1958 — Военная тайна
    1959 — Баллада о солдате — солдат-шутник в поезде
    1959 — Верные сердца — Серёжа Моргунов
    1959 — Судьба человека — взводный
    1960 — Время летних отпусков — Габбидулин
    1960 — Ровесник века — шофёр
    1960 — Ребята с Канонерского — Михаил (озвучил роль Иннокентий Смоктуновский)
    1969 — Варькина земля (ТВ) — Оселедец
    1976 — 12 стульев — монтёр Мечников
    1977 — Приезжая — Яков Силин
    1977 — Хочу быть министром
    1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова — общественник
    1978 — И снова Анискин — держатель притона Василий Степанович Неганов
    1979 — Возвращение чувств — Хамза
    1979 — Красный велосипед — кулак Карчук
    1980 — Особо важное задание — Нечкин
    1980 — Белый ворон — дядя Коля
    1980 — Если бы я был начальником — Сергеев
    1981 — В последнюю очередь — вор-спекулянт Михаил Семёныч
    1981 — Факты минувшего дня — Скороходов
    1981 — Цыганское счастье — тракторист Егор
    1982 — День рождения — Фёдор, водитель Зверева
    1982 — Похождения графа Невзорова — Семён Иванович Невзоров
    1982 — Детский мир — Иван Иванович, зам.директора универмага «Детский мир»
    1982 — Открытое сердце — гость Славика
    1983 — Демидовы — Крот
    1984 — Каждый десятый — Алёха Чикин
    1983 — Хозяйка детского дома — Иван Филиппович
    1984 — Рябиновые ночи — Степан Андреевич Базанов
    1985 — Вишнёвый омут — Карпушка
    1986 — Затянувшийся экзамен — «Фунтик»
    1986 — Золотая баба — приказчик Тихон, отец Анютки
    1986 — Обвиняется свадьба — отец жениха
    1987 — Везучий человек — Курочкин
    1987 — Визит к Минотавру — Обольников
    1987 — Мой боевой расчёт — директор школы, Иван Петрович
    1987 — Садовник — Коля Стеклов
    1988 — За всё заплачено — Малыгин
    1988 — Вы чьё, старичьё? — Багорыч
    1988 — Брызги шампанского — Егорыч
    1988 — Вам что, наша власть не нравится? — Степан
    1989 — Бродячий автобус — артист Николай Тюльпанов
    1989 — Закон — Сергей Иванович Тимофеев
    1989 — Похищение чародея — дед Геннадий
    1989 — Смиренное кладбище — Кутя
    1989 — Торможение в небесах — Николай Иванович Езепов
    1989 — Вход в лабиринт — Чебаков-старший
    1990 — Аферисты — Федюшкин
    1990 — Гамбринус — рыбак
    1990 — Карьер — Семён
    1990 — Русская рулетка — дядя Паша
    1990 — Система ниппель — «Ворошиловский стрелок»
    1990 — Танк «Клим Ворошилов-2» — молоковоз
    1991 — Арифметика убийства — Платон Брызгалин
    1990 — Облако-рай — Филипп Макарыч
    1991 — Свеча
    1992 — Алиса и Букинист
    1992 — Вынос тела
    1992 — Мёртвые без погребения
    1994 — Белый праздник
    1994 — Сверчок
    1995 — Ширли-мырли — мафиозо
    1996 — Барханов и его телохранитель — Чулков
    1996 — Линия жизни
    1997 — Змеиный источник
    1998 — Самозванцы
    2000 — Артист и мастер изображения — нищий
    2000—2003 — Бандитский Петербург — Виктор Павлович Говоров («Антибиотик»)
    2001 — Конференция маньяков — Душевный
    2004 — Весьегонская волчица — дед Матвей
    2004 — Легенда о Тампуке — Паук
    2004 — Сосед
    2004 — Штрафбат — дед Зои
    2004 — Па — дед Оксаны
    2005 — Атаман — Прохор
    2005 — Коля — перекати поле — Филипп Макарыч
    2005 — Голова классика — Паисий
    2007 — Секунда до… — Валентин Михайлович
    2008 — Савва Мамонтов — адвокат Фёдор Плевако
    2008 — Батюшка — отец Афанасий
    2010 — Учитель в законе. Продолжение — отец Тихон
    2011 — Дорогой мой человек — Мефодий Степанов
    2011 — Операция «Горгона» — изготовитель ключей
    2012 — Синдром дракона — Виктор Зарубин





    8 декабря 1933 года – 15 ноября 2011 года

    Похожие статьи и материалы:

    Борисов Олег (Цикл передач «Чтобы помнили»)
    Борисов Олег (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
    Борисов Олег (Цикл передач «Человек в кадре»)
    Борисов Олег (Цикл передач «Острова»)
    Борисов Олег (Цикл передач «Пёстрая лента»)
    Борисов Олег (Документальные фильмы)
    Борисов Олег (Альберт) Иванович (Актёры)



    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!





  • Все статьи

    имя или фамилия

    год-месяц-число

    логин

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:



    ::
    © Разработка: Алексей Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»