"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.

google_2
 


google_3














  • Искусство | Актрисы

    Макарова Тамара Фёдоровна



    Лауреат Государственной премии (1941, за роль Аграфены Шумилиной в фильме «Учитель»)
    Лауреат Государственной премии (1947, за роль Ксении в фильме «Клятва»)
    Народная артистка СССР (1950)
    Герой Социалистического Труда (1982)
    Кавалер ордена Ленина (1977, 1982)
    Кавалер ордена Отечественной войны II степени (1985)
    Кавалер ордена «Знак Почёта» (1939, за исполнение роли Наташи в фильме «Комсомольск»)
    Кавалер ордена Дружбы народов (1987)
    Награждена медалью «За оборону Москвы»
    Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    Награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    Награждена медалью «За оборону Ленинграда»
    Обладательница приза «За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» (1993)
    Лауреат премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1994)





    Тамара Макарова родилась 13 августа 1907 года в Санкт-Петербурге.

    Ее детство прошло в семье военного врача в романтической атмосфере русских военных традиций, но все изменилось после революции. В юном возрасте она обожала петь в граммофонную трубу, подражая Вере Паниной, потом увлеклась пантомимой и балетом. Домашние спектакли собирали зрителей, и Тамару отдали в балетную школу, откуда она вынесла пожизненную осанку и отточенность жеста. У себя во дворе она организовала театр, на один из спектаклей которого зашла молодая писательница Александра Бруштейн, и по ее рекомендации Тамару вызвали в отдел народного образования, где предложили играть роли в новых пьесах. А так как юные актеры выступали перед взрослой аудиторией и получали за это вознаграждение хлебным пайком, молодая актриса долго не раздумывала.

    Случилось так, что в самое тяжелое время семья Макаровых в октябре 1917 года осталась без отца. Тамара была старшей сестрой, а быть старшей сестрой – это и приговор, и почти профессия, и уж, во всяком случае, обреченность тянуть за собой тех, кто слабее и младше. После окончания трудовой школы второй степени в 1924 году Тамара Маркова поступила в мастерскую Форегера, спектакли у которого в то время ставили Эйзенштейн, Юткевич и Кторов. В мастерской много времени уделяли пластике, фантазировали на темы исторических и конструктивных танцев – актеры показывали, например, различные механизмы. В эффектном сером трико Макарова изображала трансмиссию. В соответствии с теорией психофизических действий на экзамене ей было поручено воспроизвести «гордость и презрение». Видимо, она вполне справилась с этим заданием – из-за изогнутых бровей, высоких каблуков, и холодной улыбки на некоторые время за ней закрепилось прозвище «американка».



    Именно в этом месте она в первый раз встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссером и ее мужем. Герасимов обратил внимание на начинающую актрису во время ее выступления – Макарова танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтер».



    Тогда их отношения ни во что серьезное не вылились, а новая встреча Макаровой и Герасимова произошла в 1926 году на съемках фильма «Чужой пиджак». Попала Тамара Макарова в эту картину случайно. Однажды она проходила мимо «Ленфильма», и ее остановила ассистентка режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга с традиционным вопросом: «Не хотите ли сняться в кино?». Тамара согласилась и сыграла в фильме машинистку. Ее героиня была настоящей женщиной-вамп, соблазнявшей всех вокруг. Сергей Герасимов снялся в этом фильме в роли агента Скальковского. Через некоторое время Герасимов пригласил семнадцатилетнюю дебютантку в ресторан, которая, живя на Лиговке – самом шпанистом районе Ленинграда, – знала весь уголовный сброд. Макарова нашла самый опасный шалман и, сговорившись с местными «авторитетами», решила устроить Герасимову своего рода проверку.

    – Проверьте, только без мордобоя, – предупредила она.

    Ее знакомые обрадовались развлечению. Вечером, поеживаясь от соседства всевозможной «урлаты», Сергей Аполлинариевич старался выглядеть молодцом. В какой-то момент он почувствовал на плече тяжелую руку и услышал недвусмысленный шепот: «Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал...». Герасимов побледнел, снял с плеча руку, улыбнулся своей спутнице и остался на месте. Спустя пару минут Макарова сама вывела его, а через месяц они поженились. Так начинался полувековой союз одной из самых именитых пар советского кино.



    В мастерской Форегера к тому времени наметился раскол. Герасимов уходил в режиссуру, чувствуя зыбкость актерской профессии, а Макарова осталась ей верна, поступив в 1927 году в Ленинградский техникум сценических искусств. Позже она без особого успеха снялась в фильмах «Счастливый Кент», «Толедо» и «Дезертир». Герасимов тем временем снял фильм «Двадцать два несчастья» с Жеймо и Кузьминой. В титрах фамилии Макаровой не было. Супруги шли в искусстве параллельными курсами, словно доказывая друг другу свою независимость. И только в четвертой, уже звуковой картине Герасимова «Люблю ли тебя?» Макарова снялась в главной роли. В одном из интервью он говорил о ней в тот период так: «В силу своего характера она не обнаруживала склонности к «переживаниям» ни на площадке, ни в жизни. Из нее трудно было выжать слезу. И всевозможные фантасмагории, которыми мы тогда увлекались, оставляли ее почти равнодушной – это была трезвая голова. Но именно благодаря своей трезвости она принимала мир таким, каков он есть...».



    В то время, в самом конце двадцатых, на улице Бассейной, 60, в Ленинграде создалось что-то вроде коммуны – прообраз будущей школы Герасимова, в которой были актеры Жаков, Соболевский и Алейников, а также драматурги и операторы. Современники рассказывали, что Петр Алейников был влюблен в Макарову: «И что же, Петр Мартынович? – допытывались любопытные. – Что, что! Не судьба, – говорил он со смесью иронии и грусти. Там же был Аполлинариевич!». О Макаровой он вспоминал в не свойственных ему тонах восторженности и почтения.



    С Петром Алейниковым в фильме «Семеро смелых».

    В 1935 году Сергей Герасимов начал к съемкам фильма «Семеро смелых», рассказывавшем о стойкости и смелости молодых полярников, отправившихся на Крайний Север на поиски олова. Сценаристом картины выступил молодой беллетрист Юрий Герман, для которого это была первая работа в кино. На главные роли Герасимов пригласил Олега Жакова, Петра Алейникова и Тамару Макарову. Съемочная группа ездила во время работы над картиной в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах. Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. Этому способствовали и блестящие актерские работы, и то, что Герасимову в этой картине удалось объединить достижения немого кино с возможностями звукового кино. Тамаре Макаровой (как и Петру Алейникову с Олегом Жаковым) кино «Семеро смелых» принес сумасшедшую популярность. Воодушевленный успехом, Герасимов начал снимать фильмы один за другим, и во всех его картинах главные роли исполняла Тамара Макарова. В 1938 году на экраны СССР вышла оптимистическая драма «Комсомольск» о строительстве на берегах Амура нового города, в 1939 году – киноповесть «Учитель», в которой Тамара Макарова сыграла образ Аграфены Шумилиной. Спустя два года эта ее работа была отмечена Сталинской премией.



    В фильме «Учитель».

    Следующей совместной работой Тамары Макаровой и Сергея Герасимова была картина «Маскарад». Макаровой в этом фильме предстояло сыграть роль Нины, а Арбенина сыграл Николай Мордвинов. Тамара Макарова вспоминала: «Эта картина оставила во мне глубокий след. Я и не подозревала, что способна играть трагедию. А позже и сам фильм сопровождался трагическими житейскими и социальными обстоятельствами. Что-то постоянно происходило вокруг премьерных показов «Маскарада» - на сцене и в кино. Мистика витает рядом с Лермонтовым».



    В фильме «Маскарад».

    Съемки фильма начались весной 1941 года и были закончены в рекордные сроки к 22 июня. А утром создатели картины узнали о начале Великой Отечественной войны.

    После начала войны Тамара Макарова и Сергей Герасимов не спешили уезжать из Ленинграда. Макарова принимала активное участие в обороне города – она работала инструктором в Политуправлении фронта, санитарной дружинницей и медсестрой в одном из госпиталей. В 1942 году Сергей Герасимов совместно с Михаилом Калатозовым сняли фильм о защитниках Ленинграда - драму «Непобедимые». Тамара Макарова сыграла в ней одну из главных ролей - инженера с Ижорского завода. В 1943 году супруги эвакуировались в Ташкент, где в то время находился весь цвет кинематографического мира Советского Союза. Именно там в их семье появился наследник. Правда, не близкий (детей у Тамары Макаровой так и не было), а приемный. Дело в том, что родную сестру Макаровой репрессировали вслед за мужем, и их сын Артур должен был отправиться или в ссылку с матерью, или в детский дом. Тогда Тамара Макарова с согласия мужа и решила усыновить племянника. В результате фамилию Артур взял от приемной мамы, а отчество - от приемного отца.

    До конца войны Сергей Герасимов снял ещё одну картину – драму «Большая земля», посвященную подвигу советских людей в глубоком тылу. Тамара Макарова сыграла в ней главную роль Анны Свиридовой - простой деревенской труженицы, вставшей к станку на заводе вместо мужа-фронтовика. По мнению большинства кинокритиков, это была одна из лучших ролей актрисы в 1940-50-е годы. В этой картине вместе в ней снялись Петр Алейников и Марк Бернес.

    Первой послевоенной работой Тамары Макаровой стала роль Хозяйки Медной горы в киносказке режиссера Александра Птушко «Каменный цветок».



    Главную мужскую роль в фильме сыграл Владимир Дружников. В 1946 году эта картина заняла первое место в прокате, собрав 23 миллиона зрителей. В том же году фильм «Каменный цветок» получил премию жюри на международном кинофестивале в Канне. В составе советской делегации была и Тамара Макарова. В Италии один из американских продюсеров, восхищенный игрой русской актрисы, предложил ей сыграть Анну Каренину в экранизации произведения Льва Толстого, однако в те годы для советских актеров путь на Запад был закрыт, и с мечтой сыграть Анну Каренину пришлось распрощаться, о чем Тамара Федоровна позже вспоминала с сожалением. 1946 год для Макаровой стал знаменателен и тем, что она получила свою вторую Сталинскую премию. Так высоко была оценена ее работа в патриотической драме «Клятва».



    В фильме «Клятва».

    В 1947-48 годах Тамара Макарова снялась сразу в нескольких картинах: героической драме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», драме Сергея Юткевича, Всеволода Пудовкина и Александра Птушко «Три встречи», героической драме Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» и фильме для детей Ильи Фрэза «Первоклассница». В «Первокласснице» Тамара Макарова сыграла учительницу, а главную детскую роль исполнила юная Наталья Защипина. Фильм получился искренним, трогательным и в последствии регулярно показывался по советскому и российскому телевидению накануне Первого сентября. Героиня Тамары Макаровой выглядела в картине мудрой и чуткой учительницей.

    После того, как в 1945 году чета Герасимов – Макарова переехала в Москву, они начали преподавать во ВГИКе. На их совместном с Сергеем Герасимовым курсе учились студенты, ставшие потом замечательными актерами. Именно их, и других молодых ВГИКовцев Герасимов пригласил на главные роли в свою будущую картину «Молодая гвардия», в которой Макарова сыграла мать Олега Кошевого.



    На съемках фильма «Молодая гвардия».

    Репетиции «Молодой гвардии» начинались во ВГИКе. Друживший с Герасимовым Фадеев приносил на курс черновики, и те тут же шли в работу. Когда роман опубликовали, в студии киноактера уже шел спектакль со студийцами, о которых сразу заговорила Москва: Юматов, Гурзо, Тихонов, Мордюкова и Инна Макарова. Успех был оглушительный. Инна Макарова рассказывала в одном из интервью: «Марк Донской даже говорил мне, что спектакль был выше фильма. Не знаю. Помню эти репетиции. Ребята наши были в основном бедные, вечно голодные, и вот Тамара Федоровна приносила на репетицию бутерброды, горячий чай из дома. А перестали играть спектакль по моей вине. Да! Я выкобенивалась, как могла, за кулисами. Однажды сделала мостик, а Жора Юматов выжимал стойку на моем животе…Вот у меня и хрупнула рука. Я, естественно, тут же заорала, что я доиграю. Подходит моя сцена в тюрьме. И актер, который играл немца, не зная о случившемся, дернул меня именно за эту руку. После спектакля Герасимов сказал: «Так тебе и надо» и... повез меня в больницу. А на меня напал нервный смех – видимо, от шока. Он закричал: «Да ты хоть не смейся, а то не поверят!» Приехали в Склифосовского – кости оказались целы. Но разрыв связок. К утру рука стала совсем черной. А ведь через месяц съемки! Спектакли прекратились на месяц. Герасимов распорядился готовить второй состав. Но Любкой для Макаровой могла быть только ее однофамилица и любимая ученица…На эту роль, как я знаю, рвалась одна известная артистка, которую я не хочу называть. Она была старше меня на пятнадцать лет. Мы уже уехали в Краснодон, на съемки. В это время второй состав подготовил спектакль. Пригласили министра кино Большакова. Но ничего из этой затеи не вышло, уже вовсю шли съемки. Меня Герасимов с Тамарой Федоровной от всего этого уберегли. Я узнала обо всех этих событиях после съемок. Да и не до того было. Мы ведь к самому материалу, к истории этих ребят относились с невероятным энтузиазмом и чистотой. Это же все было. Помню, как приходили люди из соседних станиц, смотрели, как снимали сцену казни. Шурф забетонировали, лететь надо было метра два. Внизу подстелили маты. Но ребят падало много, порода торчала. Кто-то голову разбил, кто-то вывихнул руку. Четыре ночи снимали. Мы все по сцене в рваных платьях, босиком. А уже осень, холодно. Я еще кричала какой-то текст: «Прощай, мама, твоя Любка уходит в сырую землю!» Но Герасимов это убрал: выжимать из людей слезы до бесконечности невозможно».

    Когда фильм вышел на экран, Сталин разглядел в нем серьезные политические недочеты: слабо прослеживалось влияние коммунистов на красногвардейцев. Заодно он перечитал книгу, обнаружив те же политические дефекты, после чего от вождя досталось и фильму, и литературному первоисточнику. Около года Герасимов коверкал свой фильм, но так и не смог угодить Сталину. Герасимов чувствовал, что не может справиться со страхом, мрачнел, выглядел каким-то беспомощным – это было всегда очень заметно. Депутат, орденоносец и лауреат всего, чего только возможно, он не мог забыть, как Сталин походя сместил его с поста заместителя министра кино, после того как Герасимов нерасторопно снял историческую Ялтинскую конференцию. Точнее, по наводке бериевского особиста не снял приезд вождя на железнодорожном вокзале. Несмотря ни на какие переделки фильм стал настоящим памятником юным героям войны, а имена молодогвардейцев остались в памяти на века. Не обошла вниманием картину и официальная реакция. В 1949 году картина «Молодая гвардия» все же была удостоена Сталинской премии, а год спустя Макарова и Герасимов получили звания народных артистов СССР.

    В последующие годы Тамара Макарова снималась значительно реже. В 1950-е годы она появлялась в главных ролях в оптимистической драме Сергея Герасимова «Сельский врач», драме Яна Фрида «Дорога правды» и героической киноповести Татьяны Лиозновой «Память сердца». Однако эти картины большого успеха не имели. В 1970-е – 80-е годы Макарова снималась преимущественно в фильмах Герасимова. У своего супруга она сыграла роль доктора Анны Андреевны в киноромане «Люди и звери», в социальной мелодраме «Журналист», роль Елены Алексеевны Васильевой в мелодраме «Дочки-Матери», в исторических драмах «В начале славных дел» и «Юность Петра».



    В фильме «Дочки-Матери».

    Все эти годы Тамара Макарова преподавала во ВГИКе, где в 1968 году стала профессором. Все знали о необыкновенной филантропии Герасимова и Макаровой, о том, что они помогали многим студентам деньгами в том числе, их дом всегда был открытым. Михаил Ножкин писал о них песни при жизни. Десять курсов. Десять выпусков. Любимыми учениками Герасимова и Макаровой были Бондарчук, Ларионова, Рыбников, Болотова и Вадим Спиридонов, но заботились обо всех. Если Герасимов не мог снимать выпускников в своих фильмах, пристраивал к другим режиссерам. Вообще считалось, что если окончил мастерскую Герасимова и Макаровой, то работа будет. Они влюблялись, болели за «своих» и не скрывали, что у них были любимчики.

    В 1984 году Сергей Герасимов поставил биографический фильм «Лев Толстой», рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Роль гения и бунтаря, писателя, философа, моралиста, «мужицкого графа» Льва Николаевича Толстого сыграл сам Герасимов, а его жену, Софью Андреевну, - Тамара Макарова. В фильме была использована музыка Листа, Шопена и Рахманинова. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в городе Карловы Вары. Этот фильм оказался последней работой, как Сергея Герасимова, так и Тамары Макаровой. 28 ноября 1985 года Сергей Аполлинариевич скончался, и Тамара Федоровна до конца своих дней больше в кино не снималась. Последней своей работой Тамара Макарова считала вечер, посвященный 85-летнему юбилею мужа. Она долго размышляла и советовалась, как сделать это, не превращая в заунывные поминки, выстраивала монтаж из фильмов. Результат ее работы выглядел достойно. Она также представила ученика из последнего выпуска – Юрия Карру, который дебютировал на вечере с фильмом «Завтра была война». Позже какое-то время Тамара Федоровна еще преподавала во ВГИКе, но недолго. Это было связано с тем, что она больше не могла содержать личного шофера на сравнительно небольшую пенсию, а ВГИК не нашел возможности дать его. Наступали другие времена, в которых Макарова не очень разбиралась, и ей пришлось уйти. Это был удар, после которого она в полной мере поняла, что ученики – пусть и самые блестящие – это не собственные дети, которых у них с Герасимовым не было. Рядом оставались только самые преданные, отобранные жизнью: Инна Макарова, Алла Ларионова, Жанна Болотова и Николай Губенко, Николай Еременко, Ольга Маркина и Аким Салбеев. Когда ее соседка по дому Валентина Майорова уезжала в загс, Раневская кричала ей вслед: «Валя, хорошее дело браком не назовешь!». Когда Майорова родила сына, Макарова одной из первых поздравила ее, сказав, что она сделала главное в своей жизни.



    Теперь это «главное» давало знать о себе в полной мере. Жизнь с обычной жестокой подчеркнутостью разделила судьбу Тамары Федоровны на две неравнозначные части – счастливую и ужасную. Вторая оказалась короче. Когда-то была одна большая семья: Герасимовы, сестра Макаровой с дочерью Эммой и сыном Артуром. Артур Макаров - любимец, талантливый баловень, человек, что называется, «широко известный в узких кругах. Артур Макаров дружил с Андреем Тарковским и Василием Шукшиным. Шукшин снял его в роли вора в законе в «Калине красной». Именно Макаров пригрел в Москве никому не известного художника Илью Глазунова. В его квартире на знаменитом Большом Каретном «зализывал раны» и ему посвящал свои песни Владимир Высоцкий, называвшим Артура Макарова одним из самых близких людей.

    Макаров человек был непростой и скрытный. Его жена Людмила только на свадьбе узнала, что ее жених - из знаменитой на весь Советский Союз семьи. Поведение его тоже было неординарным. Когда в 1980-е годы в жизни Артура Макарова появилась актриса Жанна Прохоренко, он не потребовал развода у жены, а с Жанной стал жить не как с любовницей, а как с женой. В столичных культурных кругах настолько смирились с этим фактом, что после смерти Макарова в кинематографических справочниках его вдовой значилась Жанна Прохоренко. Смерть Артура Сергеевича сделала несчастными обеих его женщин. 3 октября 1995 года, в дежурную часть ОВД Западного административного округа столицы сообщили: в квартире 75 дома 8, корпус 7, по улице 26 Бакинских Комиссаров совершено убийство. По указанному адресу проживала народная артистка России Жанна Прохоренко...У подъезда сыщиков встретила дочь актрисы Екатерина. Оперативники поднялись на 16-й этаж и вошли в 75-ю квартиру. Сразу в глаза бросился страшный беспорядок. По всему полу были разбросаны вещи. Вывод напрашивался сам собой: преступники что-то искали. В одной из двух комнат на залитом кровью диване лежал труп. Убитым оказался мужчина лет 60. Из груди торчал воткнутый по самую рукоятку охотничий нож. Все указывало на то, что его перед смертью пытали. Личность убитого установили практически сразу: Артур Макаров.

    Входная дверь квартиры и замки повреждены не были, из чего следствие заключило, что убийца был знаком со своей жертвой. Милиционеры тут же вызвали из деревни Жанну Прохоренко. Скрытность Артура Сергеевича была столь велика, что о его делах не знали даже близкие ему люди. В постперестроечные годы Макаров практически перестал заниматься творчеством, и стал заниматься бизнесом. В 1993 году он зарегистрировал фирму «Арт Гемма». Официально фирма занималась производством гвоздей с серебряными шляпками для реставрации уникальных образцов мебели. Друзья Макарова шутили: «Где ты возьмешь столько уникальной мебели!». Но производство гвоздей было лишь прикрытием. «Арт Гемма» занималась не чем иным, как огранкой алмазов. Артур Макаров говорил своей законной супруге Людмиле, что ему больно смотреть, как российские алмазы по дешевке уходят на Запад, и он решил заняться их огранкой здесь, в России. Также Макаров занимался производством подпольной водки, но с другими партнерами. Розлив водки происходил, по некоторым данным, в Грузии, где у Артура Сергеевича было много друзей и знакомых. Вполне возможно, что причиной гибели сценариста стали финансовые разногласия с партнерами. Покойный был страстным охотником и собрал очень недурную коллекцию холодного охотничьего оружия. Куда она девалась - из материалов следствия непонятно. Заколот Макаров был одним из коллекционных экземпляров - испанским клинком. Расследование дела по факту убийства Артура Макарова длилось несколько лет с небольшими перерывами, но стало очередным «глухарем». Бывшие друзья Артура заверили его официальную вдову, что убийца известен, и что ее муж отомщен. Но другая беда заключалась в том, что с потерей Артура начался новый кошмар для уже очень больной Тамары Федоровны. Начались какие-то странные, вначале вкрадчивые, затем более определенные звонки с угрозами. Инна Макарова рассказывала: «Об этих звонках мне сначала сообщила Мила – вдова Артура. Она же сказала мне однажды, что кто-то грозится ее убить, если она не пойдет на какие-то уступки – в связи с чем, не знаю. Видимо, все же квартирный вопрос. Я не очень разобралась в этом, но звонки шли все последнее время. Квартира, наследство – и нет наследников. Я знаю, что ее последнее время опекал их давний поклонник и друг – Николай Ларин».

    Николай Ларин рассказывал: «Смерть Артура стала для нее страшным ударом. Она просто свалилась. После этого справиться с собой уже не могла. У них были две квартиры в доме, где гостиница «Украина», на одной площадке. У Герасимовых четырехкомнатная, а в двухкомнатной жила сестра Тамары Федоровны с сыном Артуром и дочерью Эммой. Квартиры соединили между собой. Жили большой семьей. Артура она обожала. Они с Герасимовым даже усыновили его, квартиру ему купили... Однажды Тамара Федоровна мне позвонила, просила срочно приехать – а у меня была компания друзей. Я говорю: «Не могу». Она: «Тогда я сейчас возьму стул, сяду в прихожей и буду тебя ждать». Я поехал. Приезжаю. Оказывается, дверь, которая соединяла две квартиры, замурована. Артур переехал жить на дачу – у него плохо со здоровьем. А здесь он хочет сделать офис. Чтобы Тамару не беспокоить, перекрыли дверь. Я все время удивлялся, почему Артур не живет в доме. Она говорила: «Ой, они живут на даче, у них две собаки». «Что ж, им собаки дороже, чем вы?» Она уходила от этой темы. Вообще-то Артур был мне очень симпатичен. Простой парень, широкий. Он окончил Литературный институт. Две книги написал. А в перестройку занялся бизнесом. Что за бизнес – не совсем ясно. Из серебра делали гвозди для антикварной мебели. Как будто бизнес шел хорошо. Я удивлялся... К Тамаре Федоровне он был очень внимателен, фрукты приносил, продукты, радовался: «Коля здесь – я спокоен». Ценил то, что я помогал Макаровой. А потом она попросила меня пожить у нее какое-то время. Я, естественно, согласился. И жил три месяца. С ней у меня никогда не было проблем. Тамара Федоровна мягкий, умный человек. Я ей помогал, все делал по дому, ходил по магазинам, готовил. Я отлично помню эти звонки после смерти Артура. Звонили какие-то мужики: якобы Артур должен был им деньги, и теперь они требовали его долги с Тамары Федоровны. Она сказала: «Это ваши дела, у меня никаких денег нет. Я сижу на пенсии». Продолжалось это довольно долго. Потом она все-таки написала заявление в милицию. Но никого, как всегда, не нашли. Никто ей не помог. Однажды мне нужно было уехать, и я решился спросить: «Ну а как с домработницей, Тамара Федоровна?» Через некоторое время ей нашли женщину – добрую, такую... деревенского толка. Она очень любила Тамару Федоровну, работала за символические деньги…Я часто звонил, хотел навестить ее. Мила говорила, что она плохо себя чувствует, плохо выглядит. Я на это отвечал: «Это же вполне естественно, она больна, как еще она может выглядеть?!» Потом вдруг Мила позвонила и сказала, что я могу прийти и посмотреть, в каком она состоянии. И я увидел, что Макарова практически без сознания. Ей мешали косы – она вертела головой. Но сказать уже ничего не могла. Я попросил расплести косу, которая давила на затылок. После этого она буквально через неделю ушла из жизни. Ушла, не повидавшись с друзьями и близкими…».

    В одном из последних интервью Тамара Макарова сказала: «Сергей украшений мне не дарил. Я сама себе дарила. Он приносил цветы. Из-за границы привозил вкусные духи... Как и всякая женщина, я часто влюблялась. Сергей меня ревновал. Я тоже его ревновала. Дома иногда выговаривала. Но чаще в душе таила ревность. Ведь ревновать можно не только к человеку, но и к обстоятельствам, к прошлому, к привычкам. Ревность - понятие обширное... Самым романтическим впечатлением в нашей жизни была поездка на Урал, где Сергей родился. На озеро близ Челябинска. Там открывался его юношеский облик, о котором никто не догадывался: он быстро ходил по лесу, восторгался каждой невидали, посвистывал, напевал из опер или казачьи песни. Находил только ему ведомые места, где росли маслята или белые. Он сбрасывал годы и какие-то вериги, которые нес по обязанности разного рода. С ним никогда я не скучала... Машина у нас когда-то была. Но однажды я въехала в березу, стукнула машину и сказала себе: «Но пасаран». Герасимов не водил - не мог, слишком углублялся в себя, выпускать его на дорогу было бы опасно... Я сохранила устойчивость в быту: все стоит, висит на тех же местах, даже книжки те же перечитываются. Остались старые привычки, только, к сожалению, я одна в них участвую... Я люблю быть одна - быть собой. Мне не скучно. Кстати, не люблю вспоминать и возвращаться к прошлому. Люблю жить сегодняшним днем и как-то думать о том, что станет со мной в ближайшем будущем... Я не могу принять жалобы: «Все плохо!». Все плохо быть не может. Солнце заходит - появляется луна. Одни цветы отцветают - другие раскрываются. Если перестанешь сопоставлять и видеть движение, тебе конец. Нужно уметь замечать ростки нового. А если каждое утро встречать стоном, а вечером не благодарить Бога за прожитый день, а только жаловаться и причитать, - это же с ума можно сдвинуться... Я не могу сказать, что была беспощадна к своим врагам. Но людей, которые были моими недоброжелателями, я просто не замечала и не замечаю, если они до сих пор еще сохранились. Я о них никогда не помню. Это очень утомительно - разжигать в себе злость... Все прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможным, я вновь бы все повторила и вышла замуж за Герасимова».



    Тамара Макарова перед смертью написала письмо своему мужу Сергею Герасимову. В нем она писала: «Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся. Там».

    Скончалась Тамара Макарова 20 января 1997 года, (по другим источникам - 19 января), в Москве, и была похоронена на Новодевичьем кладбище.



    О Тамаре Макаровой в 2007 году был снят документальный фильм «Первая леди советского кинематографа».





    Текст подготовила Татьяна Халина

    Использованные материалы:

    Ягункова Л. Х.-Д. Тамара Макарова. — М.: Искусство, 1978
    Тамара Макарова. Ее любили только тонкие души - Канал "Культура"
    Лариса Лужина: «Умирая в одиночестве, Тамара Макарова написала письмо покойному супругу Сергею Герасимову»
    Тамара Макарова: «Ностальгия по советскому»
    Материалы сайта www.1001material.ru

    ФИЛЬМОГРАФИЯ:



    1927 — Чужой пиджак — машинистка Дудкина
    1929 — Новый Вавилон (Штурм неба)
    1930 — Счастливый Кент — девушка с Клондайка
    1931 — Полдень
    1933 — Дезертир (Теплоход «Пятилетка») — Грета
    1933 — Конвейер смерти (Товар площадей)
    1934 — Люблю ли тебя? — Наталья
    1936 — Семеро смелых — Женя Охрименко
    1938 — Комсомольск — Наташа
    1938 — Великое зарево
    1939 — Учитель — Аграфена
    1941 — Маскарад — Нина
    1942 — Непобедимые (Ленинградцы) — Настя Ковшова, инженер Ижорского завода
    1944 — Большая земля — Анна Свиридова
    1946 — Каменный цветок (Уральский сказ) — Хозяйка Медной горы
    1946 — Клятва — Ксения
    1948 — Молодая гвардия — Кошевая
    1948 — Первоклассница — учительница
    1948 — Повесть о настоящем человеке — Клавдия Михайловна
    1948 — Три встречи
    1951 — Сельский врач — доктор Татьяна Казакова
    1956 — Дорога правды
    1958 — Память сердца — Екатерина Ивановна
    1960 — Весенние грозы
    1962 — Люди и звери — Анна Андреевна
    1967 — Журналист — Панина
    1972 — Любить человека — архитектор Петрушкова
    1974 — Петр Мартынович и годы большой жизни
    1974 — Дочки-матери — Елена Алексеевна Васильева, педагог-хореограф
    1980 — Юность Петра — Наталья Кирилловна
    1980 — В начале славных дел — Наталья Кирилловна
    1984 — Лев Толстой — Софья Андреевна





    13 августа 1907 года – 20 января 1997 года

    Похожие статьи и материалы:

    Арам Хачатурян и Нина Макарова (Цикл передач «Больше, чем любовь»)
    Макарова Тамара (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
    Макарова Тамара (Цикл передач «Мой серебряный шар»)
    Макарова Тамара (Цикл передач «Легенды мирового кино»)
    Макарова Тамара (Цикл передач «В поисках утраченного» )


    google_1


    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!




    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Все статьи

    имя или фамилия

    Логин:

    пароль

    Регистрация
    Напомнить пароль

    Лента комментариев

     «Чтобы помнили»
    в LiveJournal


    Обратная связь

    Поделиться:




    google_4
    ::
    © Разработка: Евгений Караковский & журнал о культуре «Контрабанда»